Данная работа может быть использована на уроках русского языка для проведения самостоятельной работы учащихся 4 класса.
Цели: повторение и обобщение знаний по изученной теме.
1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.
У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.
__________________________________________________________________________
2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.
Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.
________
3. Напишите личные местоимения единственного числа
__________________________________________________________________
1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.
Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.
Тайте. Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.
Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.
__________________________________________________________________
3. Напишите личные местоимения множественного числа.
__________________________________________________________________
1. Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.
Ты, рябинушка, раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела. (Русская народная песня)
3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.
Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема"Склонение личных местоимений"
Работа № 1
1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.
Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.
И.п.____________________________ В.п. ____________________________
Р.п.____________________________ Т. п. _____________________________
Д.п.____________________________ П.п._____________________________
От меня - _________________________________________________________
У тебя - __________________________________________________________
К нам - ___________________________________________________________
Вами - ____________________________________________________________
О нём - ___________________________________________________________
1. Составьте и запишите предложение с местоимением 1-го лица множественного числа в Д.п.
______________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте личное местоимение 2-го лица множественного числа.
3. Выпишите личные местоимения 3-го лица множественного числа.
Им, ими, ему, вам, они, о них, тебя, нас, мной, нами, мне.
1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.
Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?
___________________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.
И.п.__________________________________________
Р.п.__________________________________________
Д.п.__________________________________________
В.п.__________________________________________
Т.п.__________________________________________
П.п.__________________________________________
3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
Мне - ___________________________________________________________
От нас - _________________________________________________________
Тобой - _________________________________________________________
О вас - __________________________________________________________
С нами - ________________________________________________________
1. Спишите. Замените выделенные имена существительные местоимениями. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
Охотник нашёл в лесу лисёнка . Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк.
Ночью лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.
_________________________________________________________________________________
2. Составьте и запишите предложение с местоимением 2-го лица единственного числа в Т.п.
_________________________________________________________________________________
3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
У нас, к тебе, с тобой, о них, у неё, к вам.
По своему значению и грамматическим признакам местоимения в русском языке имеют разряды: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, определительные и указательные.
Разряд - это постоянный грамматический признак местоимений.
Чтобы правильно определить разряд местоимений, узнаем, какие значения они имеют в речи, и выделим их основные грамматические признаки.
Разряд | Примеры | Синтаксическая функция |
---|---|---|
Личные | я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | Я подошла к окну. У меня зазвонил телефон. |
Возвратное | себя | Посмотри на себя в зеркало. Кошки способны жить сами по себе. |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой | Твое мнение мне известно. Его лицо стало грустным. |
Вопросительные | кто? что? какой? каков? который? чей? сколько? | Кто стучится в дверь? У чьего окна сидят голуби? Сколько яблок на столе? |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько | Не могу понять, что могло их так задержать. Вот дом, в стенах которого прошло мое детство. |
Отрицательные | никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько | Никто не ответил мне. Некого теперь спросить об этом. Никакой ошибки тут нет. |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, кто-то, сколько-то, что-либо, кое-кто, какой-то, какой-либо, кое-какой, чей-то, чей-нибудь | Кто-то пел песню. Чей-то голос послышался во дворе. Пометь чем-нибудь саженец. |
Определительные | сам, самый, каждый, любой, всякий, целый, иной, весь, другой | Другой путь предстоит нам. Завтра все покажется иным. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то, столько, столько-то | За тем домом кафе. Столько радости было в ее глазах! Суть вопроса такова, что лучше решить его вместе. |
В таблице мы познакомились с разрядами местоимений с примерами их использования в русском языке. Ранее мы узнали, .
Личные местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» указывают на лицо или предмет.
Местоимения «я» , «мы» относятся к первому лицу; «ты» , «вы» - ко второму; «он» , «она» , «оно» - к третьему.
Я влез на высокую сосну и стал кричать (К.Паустовский).
Мы шли по лосиному следу (К. Паустовский).
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (К. Симонов)
Видали ли вы , как под хвойной крышей гуляет в сапожках сафьяновых рыжик..? (А.Коваленко)
У местоимений «он» , «она» , «оно» определяется мужской, женский и средний род.
Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо-широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль (И.С. Тургенев).
После того как Маша перерыла сочинения, она остановилась на романах (А. Пушкин).
Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука (А. Чехов).
Личные местоимения имеют категорию единственного и множественного числа.
Сравним:
Тем не менее имеем в виду, что местоимения «я» и «мы» , «ты» и «вы» не являются формами единственного и множественного числа одного и того же слова. Местоимения «мы « и «вы» не обозначают «много я» или «много ты» . Они указывают на говорящего или собеседника вместе с другими лицами, участвующими в разговоре или в определенном действии.
Все личные местоимения изменяются по падежам. При их склонении в косвенных падежах появляются совсем другие слова:
Стоит только мне коснуться математики, я опять забуду все на свете (С.Ковалевская).
Возвратное местоимение «себя» указывает на то лицо, о котором говорят.
В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).
Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А.Пушкин).
У этого местоимения нет формы именительного падежа, грамматических категорий лица, рода, числа. Оно изменяется только по падежам:
лошадка (им.п.) (чья?) его (р.п.).
Случилось соловью на шум их прилететь (И.А. Крылов).
Шум (чей?) их - несогласованное определение.
Притяжательные местоимения «его» , «её» , «их» не изменяются.
Слова, на которые отвечают существительные (кто? что? ), прилагательные (какой? чей? каков? который? ) и числительные (сколько? ) являются вопросительными местоимениями .
Кто там стучится у ворот? (С.Маршак).
Что сделаю я для людей? - сильнее грома крикнул Данко (М.Горький).
Вдруг он обратился к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?» (А. Пушкин).
«Ты чего не понимаешь?» - спрашивает Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).
Какое известие ты вчера получил?
Каков ответ на мой вопрос?
Который по счету будет урок математики?
Те же местоимения только без вопроса служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного и называются относительными :
Смотри, сколько плоскодонных шаланд лежит на моем берегу (А.Катаев).
В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел (А.Чехов).
Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).
Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).
Часто я угадать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).
Указывают на неизвестные предметы, признаки и количества:
«некто», «нечто», «некоторый», «несколько», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».
Кто-то играл на скрипке…девушка пела мягким контральто, слышался смех (М.Горький).
Становилось страшно, как будто в этой тишине его молчаливо подстерегала какая-то опасность (В.Катаев).
В гостиной что-то небольшое упало со стола и разбилось (А. Чехов).
Ты не способен действовать из каких-либо побуждений (К.Федин).
А ведь, пожалуй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).
Отрицательные местоимения «никто», «ничто», «некого», «нечего», «никакой», «ничей», «нисколько» служат для отрицания наличия какого-то предмета, признака или количества или для усиления отрицательного смысла всего предложения.
Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).
Толком никто ничего не знал (К. Симонов).
Владик стоял молча, никого не задирая и не отвечая ни на чьи вопросы (А. Гайдар).
Они образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- или ударной приставки не- .
Местоимения «некого» , «нечего» не имеют именительного падежа.
Молчали, потому что нечего было сообщить друг другу (И.А. Гончаров).
Не с кого спрашивать, когда сам виноват (пословица).
Местоимения «никто» , «никакой» , «ничей» , «некого» , «нечего» могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки:
не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.
Ни в чем так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске (А. Фадеев).
Не хочу ни о чем думать, ни во что вмешиваться (М. Пришвин).
Попытка перехватить Машу по дороге не привела ни к чему (А. Фадеев).
«тот», «этот», «такой», «таков», «столько» служат для выделения среди других какого-то определённого предмета, признака, количества.
Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).
Всё это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).
Сколько голов, столько и умов (пословица).
В темноте я залез в такой бурелом, из которого и днём-то не скоро выберешься. Однако я ухитрился выбраться из этого лабиринта (В. Арсеньев).
Определительные местоимения - «весь», «всякий», «сам», «самый», «каждый», «любой», «иной», «другой», «целый».
Каждый , кто молод, дайте нам руки - в наши ряды, друзья! (Л.Ошанин).
Всякая работа мастера хвалит (пословица).
Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).
Направо было видно всё село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).
Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования
Конспект урока по русскому языку
на тему:
«Личные местоимения»
Подготовила студентка 3 курса
факультета дошкольного и начального образования
Мирошниченко Алина Андреевна
Армавир, 2017
Тема : «Личные местоимения (общее представление)»
Тип урока : урок «открытия» новых знаний
Цель урока : познакомить с новым языковым понятием - местоимение
Задачи урока :
Ознакомление учащихся с новой частью речи - местоимение.
Формирование представления о роли местоимений в речи.
Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи - имени существительном.
Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.
Ожидаемые результаты :
Предметные:
Распознавать местоимения среди других слов в предложении.
Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные:
Познавательные : обучающийся научится:
выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
работать с информацией в учебнике;
работать с моделями;
осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные : обучающийся научится:
удерживать учебную задачу;
составлять план действий;
осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные :
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
допускать возможность существования разных точек зрения.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке
формирование положительного отношения к предмету - русский язык.
Основные понятия : местоимение, имя существительное.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс Л.Ф. Климанова, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
|
Прозвенел уже звонок.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Каким бы вы хотели видеть этот урок? Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними! | Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на урок. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами! | Слайд 1 . |
||
Формирование понятия с опорой на ранее изученное Цель : познакомить учащихся с новым понятием и его признаками |
||||
1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового ЯП | 1.1. Ребята, посмотрите на доску. Перед вами словарные слова, вставьте пропущенную букву и выделите орфограммы. Определите часть речи. Громный, г..зета, ..сина, г..лубой, в..лшебный, р..исун..к, ..рех, д..рога Теперь возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его. Хорошо, молодцы! Среди словарных слов спряталось новое слово, узнать вы его сможете, соединив первые буквы имен существительных. Какое получилось слово? Запишем его с комментированием. Подумайте над лексическим значением этого слова. Давайте назовем грамматические признаки слова город Что такое имя существительное? Как вы определили род слова город? Молодцы! Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе. Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли. Каждый из вас о себе будет говорить - .. ; если вас много, скажите .. .., а к взрослому человеку- .. . .. или...; если их много - ... А пока прощайте! - Вам понравился рассказ? | записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму, определяют часть речи. Проверяют друг друга. Получилось слово город. Записывают слово и комментируют. - Город - населенный пункт, место жительства людей. - Город (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч., И.п. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Чтобы определить род, нужно использовать слова помощники: он мой, она моя, оно мое. В данном случае мы подставляли он мой - город м.р. Слушают рассказ Нет, было не понятно, какие имена дал мудрец людям. | Слайд 2 |
|
1.2. Коллективное решение поставленной УЗ путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков | 1.2 . - Давайте прочитаем еще раз, ту часть, где мудрец раздавал имена и отредактируем. Что получилось? Скажите, теперь вам нравится рассказ? Какие слова дал людям мудрец? Что это за слова? Давайте начертим схему-правило. Ребята, скажите, что объединяет, все новые слова? Догадались, как они называются? Хорошо, впишите название в схему. А что за особенность у них? Запишите под первой стрелкой. Если они указывают на лицо, которое участвует в речи, то как можно назвать такие местоимения? Скажите, они указывают только на людей, которые участвуют в речи? А если я укажу на цветок и скажу: «Он очень красивый» Какой признак мы должны записать? Хорошо, запишите его. | Читают отрывок Каждый из вас о себе будет говорить - Я ; если вас много, скажите МЫ . Обращаясь к своему товарищу, говорите ТЫ, а к взрослому человеку - ВЫ . Рассказывая о своем друге или подруге, говорите ОН или ОНА; если их много - ОНИ. А пока прощайте! Да, теперь понятно Я, мы, ты, вы, она, она, они. Мы не знаем/ мы не знаем Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного Местоимение Они указывают на людей, которые участвуют в речи, но не называют их имени. Личные местоимения Еще они указывают на предметы. | Слайд 3 К доске выходит ученик и рисует модель нового языкового понятия: поясняя, что прямоугольник - это новое неизвестное понятие, а стрелочки-признаки. Заполняется схема Местоимение Слова,которые указывают на лицо или предмет, не называя его |
|
1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания | 1.3. Давайте обратимся к нашей схеме и составим правило. Кто сможет его составить? Все согласны с определением? Кто еще хочет рассказать его? А теперь, давайте все вместе проговорим определение. | Местоимение - это слова,которые указывают на лицо или предмет, не называя его Да (говорят все вместе) | ||
1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети | 1.4. Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 47 и прочитаем определение. Кто прочитаем его? Сравните его с нашим определение. Давайте добавим это к нашей схеме. Составьте, опираясь на схему определение. Кто еще может рассказать? Какие вы молодцы! Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило. Я приготовила небольшой тест. Откройте свои блокноты и записывайте ответы. Внимание на доску. 1.С какой частью речи мы познакомились? 2. Перечислите местоимения 3. .Вместо какой части речи употребляются личные местоимения? А) вместо глаголов В) вместо имён прилагательных 4. На что указывают местоимения? А) на падеж Б) на род В) на предмет или лицо 5. Что не является местоимением? А) они Б) мы В) от 6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода? А) она Б) оно В) он Ответы: Местоимение я, ты, вы, он, она, они Б) вместо имён существительных В) на предмет или лицо В) от А) она Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки - не расстраивайтесь, мы ведь только учимся. | Читают определение: Слова я, ты, вы, он, она, они называются местоимениями. Эти слова указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение - самостоятельная часть речи. Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще говорится что « Местоимение - самостоятельная часть речи». (Учащиеся рассказывают правило) Местоимение я, ты, вы, он, она, они Б) вместо имён существительных В) на предмет или лицо В) от А) она | Работа в учебнике на стр.47 (чтение правила) Слайд 4 Слайд 5-7 На слайдах викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов. |
|
II .Первичное закрепление Цель : проверка усвоения полученных знаний |
||||
2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике | Физминутка: Вместе по лесу идём, Молодцы! Присаживайтесь на свои места. 2.1. Выпишите из стихотворения местоимения. Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он , и я , и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. -Давайте проверим.2. Запишите предложения, употребляя местоимения в скобках в нужном падеже. 1)Я приготовил подарки для (ты, вы, он,она,они). 2)Мы собрались в гости к (ты, вы, он,она,они). 3)Мы учимся с (ты, вы, он,она,они). 4)Я побежал за (ты, вы, он,она,они). 5)Мы заботимся о (тебе,вас, он,она,они). 3. Добавьте недостающие местоимения. 1 вариант. Сделаем вместе, а второй сделаете сами. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 2 вариант. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. Обменяйтесь с соседом по партии и проверьте. 4. И последнее задание, вам нужно разделиться на группы и составить рассказ по картинке. Используя вместо существительных местоимения. Давайте проверим, что получилось? | Выполняют физкультминутку Читают стихотворение и выписывают местоимения. Я, ты, он, я, мы, я, ты, мы Я приготовил подарки для (кого?) тебя, вас, него, нее, них Мы собирались в гости к (Кому?) тебе, вам, ней, нему, ним И т.д. (по очереди проверяем) 1 Вариант Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают? Проверяют друг друга. | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
|
2.2. Подведение итогов и рефлексия | Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями. За урок вы стали мудрее и ответите на вопросы. Что мы сегодня изучали на уроке? Почему эта часть речи получила такое название? Посмотрите на слайд и оцените свою работу по плану. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями. Домашнее задание будет на страничке 48, упр.85. Дан текст, вы должны его прочитать, найти недостатки и изменить. А так же взять какую-нибудь небольшую сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку. Вам понятно домашнее задание? Тогда наш урок подошел к концу. я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! | Знакомились с понятием - местоимение. Потому что она заменяет существительное и становится на его место. Записывают домашнее задание Да. | Слайд 13 Слайд 14 |
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Частота употребления местоимений в нашем языке значительна, частыми оказываются и ошибки в их употреблении. Важно с первых шагов создать у детей целостное, правильное, точное представление об изучаемом понятии. Глубоко ошибочно определение всего класса местоимений как заменителей имен, основанное на этимологии термина местоимение (греческое – antanymia, латинское – pronomen – вместо имени). Специфика грамматической природы местоимений русского языка состоит в том, что их отдельные группы соотносятся с именами существительными, прилагательными, числительными и наречиями.
В начальной школе изучается первый разряд, который составляют личные местоимения: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Название этого разряда условно, так как среди них есть местоимения, указывающие не только на лицо, но и на другие существа: она – бабочка; на предметы (он – мяч), понятия (он – подвиг) и явления (она – гроза). Поэтому уже на начальном этапе само понятие должно формироваться как можно точнее и полнее. В результате изучения темы ученики усваивают, что основное грамматическое значение местоимений – указательное. Знакомятся с особенностями местоимений 3 лица. На уроке ученикам было предложено задание списать пословицу, раскрыв скобки: Одна у человека мать, одна у (он) и Родина. (Брат мой, а ум у (он) свой). Выяснив, на кого указывает местоимение, поставили вопрос к существительному и к местоимению и сделали вывод: буква «н» добавляется к местоимениям 3 лица, которые отвечают на те же вопросы, что и существительные и употребляются вместо них. В современном языке звук «Н» добавляется к местоимениям 3 лица, если оно стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, и т.д.. Например: с ней, у них. Следует правильно употреблять местоимения после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Например: перед ней, возле нее, вокруг него.
Использование игровых технологий, применение современных информационных технологий имеет большое значение для осознанного глубокого усвоения темы.
На уроках использую различные схемы, опорные таблицы, рисунки, карточки, нестандартные задания, игры. Это положительно влияет на психику детей и способствует прочному усвоению учебного материала.
Изучение темы «Местоимение» выстраиваю так, чтобы вызвать у детей искренний интерес, мотивировать их к самостоятельному, более глубокому осмыслению темы. С этой целью я пополнила методическую копилку собственными дидактическими играми, ребусами, шарадами, подборкой языкового материала, музыкальными отрывками и фрагментами из детских мультфильмов.
Уроки строила таким образом, чтобы ученики были в роли исследователей, участников диалогов и лингвистических экспериментов. Широко использовала на уроках занимательный материал. Познакомиться с личными местоимениями помогли «кричалки, пыхтелки», реплики Вини Пуха. Например:
– Если я чешу в затылке – не беда!
В голове моей опилки, да, да, да!
– Пятачок, ты никуда не торопишься?
Запомнить местоимения по лицам помогла «запоминалка», которую я сочинила и от лица Вини Пуха подарила детям:
Я забрался на крыльцо,
Мы посадим деревцо.
Я и мы – первое лицо.
Ты один, но вот вас двое –
Ты и вы – лицо второе.
Третье лицо дано –
Он, она, они, оно.
Упражнение «Спрячь местоимение в слово» или «Отыщи местоимение в слове»
(я ма, ты ква, мы ло, ты сяча, вы сота, бульон , куранты , мы шка, пони , корона , магнитофон и т. д.) позволило обогатить словарный запас детей.
Использование загадок помогало решать различные учебные задачи. На уроке по теме «Правописание местоимений 2 лица с предлогами» уместна такая загадка: Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой (тень ). Дети и сами сочиняли загадки с использованием местоимений и с большой охотой делились творчеством с одноклассниками. Веселые скороговорки вносили в урок оживление, снимали умственное и мышечное напряжение. (Они за нас, а мы за ананас).
Большой интерес учеников вызвала дидактическая игра «Рыбалка», которую я придумала. Ученики получают задание: «Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко».
Применялась и театральная технология, когда дети на уроках инсценировали стихотворение – диалог. Наряду с задачами уроков русского языка (понаблюдать за тем, как изменяется форма местоимения я )обсуждались и нравственные проблемы: уважительное, бережное отношение к природе и всему живому.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мне кров.
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня.
(я, мне, со мной, меня)
Стихотворение Т. Собакина «Цветы» насыщено местоимениями. С данным текстом можно предложить различные виды заданий: отыскать местоимения; определить их лицо и число; указать падеж. Затем, учитель показывает иллюстрацию с цветами и обращает внимание детей на их красоту. Педагог предлагает назвать существительные и заменить их местоимениями. (Цветы – они, ромашка – она, василек – он и т.д.).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
На уроке была организована игра «Собери букет».
Учитель обращается к детям:
Мы представим, будто с нами лето.
Соберём мы с вами два букета.
Два букета непростых цветов:
Лепестки из букв – цветы из слов.
Ученики записывают слова в тетради, используя местоимения, указывают род. Затем выясняется, что одна группа слов всегда употребляется только в единственном числе, а другая – только во множественном.
Специально для уроков по данной теме придумала физминутку:
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
Работа над интонационной окраской предложений различных по цели высказывания дала ученикам возможность почувствовать местоимение и создать его образ со своим характером. В результате семья личных местоимений была представлена так:
Знакома с нами лично
Веселая семья.
Мы знаем все отлично
Местоимения.
У каждого характер есть.
Хочу их всех я перечесть:
Дружелюбное Мы,
Чуть хвастливое Я,
Любопытное Ты,
А с общительным Вы
И учтивое Вы.
Никогда не скучают,
Оставаясь одни:
Он, Она и Оно.
И, конечно, Они.
Заучивать правила не было необходимости, так как наглядность в виде опоры создавала условия для понимания и запоминания учебного материала.
Проверка знаний осуществлялась с помощью тестов, устных и письменных экспрессопросов.
Слушай вопрос, называй мне ответ.
Слово одно: или «да», или «нет».
– Местоимение – самостоятельная часть речи?
– Во всем похожа на существительное?
– Называет лицо, предмет, явление?
– Указывает на лицо, предмет, явление?
– Отвечает на те же вопросы, что и существительные?
– Бывают местоимения множественного числа?
– Местоимения употребляются с предлогами?
– Местоимения с предлогами пишутся слитно?
– Местоимения 2-го лица изменяются по родам?
– Буква н после предлогов пишется у местоимений первого лица?
Цель урока: обобщить знания о местоимении как части речи.
Задачи урока:
Образовательные :
Развивающие :
Воспитательные:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, карточки с заданиями для индивидуальной работы, тетради.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Свои знания показать.
Вам Смешарики сегодня
Будут дружно помогать.
– Пожалуйста, определитетему нашего урока, разгадав ребус «ме100 усадьба» (Слайд 3).
Лосяш предлагает вам заменить слово усадьба, подходящим синонимом: вилла, имение, дача (Слайды 4-5).
– Сегодня мы обобщим знания по теме “Местоимение” (Слайд 6). Учебная задача урока – применить ваши знания и умения, выполняя различные задания.
1. Местоимение – часть речи.
– Что такое местоимение? (Слайд 7)
– Почему эта часть речи так называется? Что вы знаете о местоимении?
– Давайте вспомним определение (Слайд 8).
Индивидуальная работа на карточках.
– Прочитайте предложения, которые даны у вас на карточках.
Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.
– Сколько предложений вы видите?
– Найдите грамматическую основу каждого предложения.
– Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
– Что вы можете сказать?
– Предложите задание классу по теме урока. (Определить лицо и число местоимения).
2. Личные местоимения.
а)Выборочный диктант.
Учитель читает стихотворение, дети записывают местоимения в строчку, через запятую в тетрадях:
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
Это, без сомнения,
Всё … (местоимения).
Ученики читают хором: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
– Как называется эта группа местоимений? (Слайд 9)
– Почему данные местоимения называют "личными"?
– В каких случаях в нашей речи мы используем местоимения Вы, а когда Ты?
(Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, к незнакомым людям; во многих семьях некоторых национальных регионов принято называть родителей на Вы).
– Какие местоимения изменяются по родам?
– Как определить падеж местоимений?
б) Таблица местоимений по лицам и числам.
– Сейчас вы будете работать в парах. Заполните таблицу местоимений по лицам и числам.
(Таблички напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников)
– Проверить правильность заполнения таблицы вам поможет Лосяш (Слайд 10).
Веселые Смешарики
Очень любят шарики.
На шарах у них слова –
Поработай голова!
– Разгадайте местоимения на шарах у Нюши (слайд 11).
(1 л. ед.ч. – я; 2 л., ед.ч. – ты; 3 л. мн.ч. – они; 2 л., мн.ч. – вы).
Физминутка (слайд 12-16).
Смешарики предлагают вам отдохнуть вместе с ними.
в) Правописание местоимений с предлогами. Ребусы (слайд 17-22).
– Сейчас мы с вами отправимся в сад к Копатычу и поможем ему собрать яблоки.
Задание: нужно яблоко сорвать, чудо-ребус разгадать.
Один ученик записывает отгадки на доске, остальные в тетрадях (с тобой, на тебя, у нас, за вами).
– Сделайте вывод, как пишутся местоимение с предлогами.
г) Задание «Хитрые вопросы» (слайд 23).
Совунья задает вам «Хитрые вопросы»:
– А сейчас мы проверим полученные знания о местоимении с помощью теста.
Обведи кружочком правильный ответ:
а) местоимение обозначает предмет;
б) местоимение указывает на предмет;
в) местоимение называет предмет.
Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.
Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха не взглянула, лишь с очей прогнать … велела.
Поставь местоимения в нужном падеже.
С (ты) – …
На (вы) – …
О (они) – …
Составь и напиши словосочетания, употребляя местоимения в скобках.
встретил (я) …
встретил (вы) …
встретил (мы) …
Определи падеж и лицо. Напиши начальную форму.
О нем – …
К нам – …
За вами – …
Проверка: А теперь сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь работами (слайд 25).
Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.
Проверка: заслушиваются ответы детей и сверяются со слайдом (слайд 26-28).
Рефлексия:
– Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.
(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).
– В старших классах вы познакомитесь и с другими разрядами местоимений по значению.
Я благодарю вас за работу на уроке (слайд 29).
(Учитель может предложить творческое домашнее задание: написать небольшое сочинение об одном из Смешариков, нарисовать рисунок).
2.Написать слова по началу: 1.Гал Ку Гос Кон Нац
3.Угадать слово по данному концу тория кация станция дром граф.
Закрепление. Прочитать стихотворение. 1.Вставить пропущенные буквы. 2.Найти местоимения 2 лица,указать падеж. И в самом обычном наряде Мила ты,Отчизна, до слё-. К лицу тебе русые пряди Твоих ненаглядных берё-. К лицу тебе сне- твой алмазный, Твой каждый р-машковый лог. А как м-л-дит тебя красный Октябрьского знамени шёлк. (Л. Татьяничева).
Вопросы и задания: Какие два местоимения мешают движению на дорогах? Какие два местоимения мешают движению на дорогах? Сколько личных местоимений в слове семья? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог. - Чем отличаются местоимения от существительных? - Чем отличаются местоимения от существительных? - Почему называются личными? - Почему называются личными?
Ответы: Ямы Ямы Семь Семь Тыква Тыква ящик ящик (не называют предмет, а только указывают на него). (не называют предмет, а только указывают на него). (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи). (потому что указывают на лица, которые участвуют в речи).