Особое место занимают слова с окончанием -а, выражающие оценку, прилагаемую к лицам мужского и женского рода; они меняют свой род в зависимости от того, относятся ли в каждом конкретном случае к мужчине или женщине, например: Петя - большой умница, Маша - большая умница. Такие слова не совсем точно называются словами общего рода. К ним принадлежат: забияка, недотрога, плакса, белоручка, грязнуля, неженка, работяга, горемыка, торопыга, лакомка, непоседа и др. «Лет за десять до описываемых событий дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях его имения, но даже в Киеве на "Контрактах"» .
К существительным общего рода не относятся указанные выше названия лиц по возрасту, семейному общественному положению с окончанием -а: юноша, староста, дядя, всегда остающиеся словами мужского рода, также оценочные слова не имеющие окончание - а: баловень, увалень, лентяй, негодник, негодяй, слюнтяй, по общему правилу принадлежащие мужскому роду.
Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А. и другие в учебнике «Современный русский язык» относят к существительным общего рода слова, прежде относящиеся к мужскому роду: доктор, врач, директор, секретарь, хирург, агроном и т. п. Причем, обозначая лиц женского пола, эти существительные легко сочетаются с формами женского рода прошедшего времени глаголов: доктор пришла, директор сказала, а также легко меняются местоимением - существительным она. Таким образом, слова типа директор, доктор, инженер уже не являются словами мужского рода, но еще и не стали словами общего рода. Ведь они могут сочетаться с прилагательными в форме мужского рода (хороший, уважаемый и т. п.) и не могут сочетаться с прилагательными в форме женского рода (по-русски нельзя сказать «хорошая доктор» или «уважаемая директор» даже при обозначении лиц женского пола). Это своего рода только «кандидаты» в слова общего рода.
Новейшие изменения в структуре рода существительных связаны с условиями жизни людей - активным участием женщин в производственной и общественной жизни, освоением ими «мужских» профессий. Язык располагал для обозначения этих профессий и должностей существительных мужского рода. Возникало противоречие между явлениями жизни и средствами языка. Однако едва можно предполагать, что полное вхождение в общий род слов типа директор, и тем более словосочетаний типа хорошей доктора (родительный падеж) или уважаемой секретарю (дательный падеж) произойдет в ближайшее время.
Три традиционных рода не отражают свойств всех русских существительных, даже рассматриваемых в форме именительного падежа единственного числа. Речь идет о существительных, называющих предметы, являющиеся единственными, конкретными, связанными с идеей счета, однако не имеющих формальных средств для выражения единственности множественности: брюки, весы, ножницы, очки, сани, счеты, часы, щипцы и др. Ясно, что существительные такого типа, будучи с точки зрения содержания обычными словами русского языка, не могут быть отнесены ни к мужскому, ни к среднему, ни к женскому роду. Эти существительные в русском языке представляют особый род. Их род называют парным, потому что они обозначают предметы, состоящие из двух частей (очки, сани, ножницы, брюки, ворота). Среди существительных парного рода нет таких, которые обозначают одушевленные предметы. Поэтому согласуемые с этими существительными прилагательные, причастия, глаголы в форме прошедшего времени или заменяющие эти существительные местоимения полностью совпадают с соответствующими согласуемыми словоформами, связанными с формами множественного числа неодушевленных существительных мужского, женского и среднего рода. Однако такая точка зрения сугубо формальна. Учитывая и значение существительных парного рода, необходимо признать, что они, равно как и словоформы, с ними согласуемые, обладают омонимией чисел . Выделение парного рода продиктовано еще и тем, что грамматические категории должны охватывать всю лексику, объединяемую понятием «часть речи».
Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А. и другие в учебнике «Современный русский язык» определили четкую систему родов. «В русском языке существует система четырех родов, три из которых подразделяются на одушевленную и неодушевленную разновидности. Эта система может быть представлена в виде семи согласовательных классов: I - мужской неодушевленный (завод), II - мужской одушевленный (мальчик), III - женский неодушевленный (фабрика), IV - женский одушевленный (девочка), V - средний неодушевленный (поле), VI - средний одушевленный (насекомое), VII - парный (брюки). Можно утверждать, что в русском языке нет существительных, которые не могли бы быть отнесены к одному из семи согласовательных классов» .
Но в русском языке есть существительные, которые можно отнести одновременно к нескольким согласовательным классам. Эти существительные «скрещенных» согласовательных классов (по терминологии Зализняка А.А.) могут быть двух типов:
1. Существительные, обозначающие вещества, материалы, имеющие собирательное значение, называющие отвлеченные действия, процессы, состояния, игры, географические пункты, - существительные, лексическое значение которых не связаны с выражением идеи количества. Эти существительные, имеющие форму единственного числа, принадлежат к женскому или среднему роду, не обладают различиями в согласовании, обусловленными одушевленностью неодушевленностью, и, следовательно, могут рассматриваться как принадлежащие одновременно III и IV (молодежь) или V и VI (студенчество) классам. Слова этой группы, имеющие форму множественного числа, могут рассматриваться как относящиеся одновременно к I, III, V и VII (духи) классам.
2. Существительные, способные обладать двумя значениями рода - мужского и женского: невежа, забияка, соя. Если данное слово характеризует лицо женского пола (Маша была ужасная невежа), слово относится к женскому роду; если лицо мужского пола (Петя был невообразимый забияка), слово относится к мужскому роду. Такие существительные называют существительными общего рода .
Все существительные, имеющие формы единственного числа, делятся на слова мужского, женского и среднего рода. Выдяляют также отдельную, четвертую категорию существительных общего рода.
Так называемые существительные общего рода занимают особое место и способны обозначать лицо как мужского, так и женского пола и соответственно обладать грамматическими признаками мужского и женского рода.
Сюда относятся слова (обычно разговорные или просторечные) с флексией (окончанием) -а в именительном падеже единственного числа, называющие лиц по характерному действию или свойству и имеющие ту же систему падежных флексий, что и существительные жен. и муж. рода с флексией -а в форме именительного падежа единственного числа.
Пример: гуляка , зевака , недоучка , зубрила , привереда , плакса , грязнуха , злюка , гулена , сластена , неженка , сирота , недотрога .
Особенностью существительных общего рода является зависимость их синтаксической сочетаемости от пола называемого лица: если это лицо женского пола, то существительное общего рода синтаксически ведет себя как слово женского рода, если же это лицо мужского пола, то такое существительное синтаксически ведет себя как слово мужского рода. Родовые характеристики при этом имеют только синтаксическое выражение;
муж. р.: горький пьяница , противный плакса , сущий размазня , ужасный мямля , бедный сирота ; Я московский озорной гуляка (Есенин);
жен. р.: Я познакомился с хористкой Марией Шульц , очень красивой девушкой , но , к сожалению , великой пьяницей (Шаляпин); Лора - главная заводила (газ.); На двенадцать засовов заперта хуторская Россия , И над ней умирает луна - эта круглая сирота (Исаковский).
Однако такая сочетаемость, определяемая полом называемого лица, не является строгим грамматическим правилом. Существительные общего рода могут быть употреблены как слова мужского рода и в применении к лицу женского пола (Нина Владимировна Снегирева - наш школьный заводила ; журн.) и, наоборот, как слова женского рода - в применении к лицу мужского пола (Тот оказался , хотя и добрым парнем , но изрядной размазней ). Такое употребление нормально. Оно отличает слова общего рода от слов типа судья , глава , коллега , а также от слов типа врач , инженер , доктор в сочетаниях типа врач пришла , она прекрасный врач.
В отвлечении от пола называемого существа, слова общего рода имеют тенденцию синтаксически функционировать как слова мужского рода; например, в журнальной статье рыбка, пролежавшая в пластах третичной формации 60 миллионов лет, названа: "Древнейший обжора в мире "
В школьной практике, для усвоения способов применения знания о существительных общего рода в контекстной речи, обращают внимание детей на форму прилагательного, относящегося к существительному общего рода. В ходе работы выявляется закономерность: если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде; если речь идет о лице женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода.
Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком (мужчине или женщине, мальчике или девочке ) говорится в предложении.
Также, при изучении существительных общего рода, внимание учащихся направляют на семантику существительных общего рода и выбор их в зависимости от смысла высказывания, от того, какие качества людей нужно обозначать ими. Эти существительные обычно называют людей по их характеру, привычным им повадкам и поступкам и нередко дают им отрицательную оценку.
Для применения правила по именам существительным общего рода, педагог ЛарисаГригорьевнаХуснетдинова предлагает небольшую памятку для учеников, в которой названы умственные операции, указана их последовательность:
1.
Помни: имена существительные общего рода, оканчивающиеся на -а
(-я
), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола.
2.
Определи, к кому относится существительное общего рода.
3.
Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде.
4.
Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода.
По мере совершенствования навыков отпадает необходимость в осуществлении всех умственных операций. Чем раньше приучаются учащиеся осознанно применять их на практике, тем успешнее овладевают они применением этого грамматического правила при построении предложений и связных высказываний.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5
Этот класс составляют одушевленные существительные со значением лица. Этот термин и понятие общего рода ввел в грамматику впервые М.В.Ломоносов: «Некоторые имена, происходящие от глаголов: плакса, пьяница, ханжа суть рода общего». В большинстве своем это слова, являющиеся качественной характеристикой лица (чаще всего отрицательной): егоза, невежда, хохотушка, грязнуля, болтушка, жадюга, жадина, кривляка, зубрила, забулдыга, гулена, пройдоха и т.д.; это экспрессивно окрашенные слова.
Слова общего рода имеют обязательно окончание -а/-я. Подобные существительные обозначают лиц как мужского, так и женского пола, т.е. их род зависит от конкретной семантики слова. Все зависимые от этих существительных слова согласуются в роде по семантике: наш неряха – наша неряха, мой хвастунишка – моя хвастунишка.
В состав слов общего рода входит и небольшая группа уменьшительных имен: Женя, Валя, Шура, Саша.
Особую группу составляют фамилии типа Гюго, Золя, Шевченко, Белых, Чавчавадзе.
От слов общего рода следует отличать слова типа змея, пила шляпа, лиса и др., которые в синтаксической обусловленности употребляются для названия экспрессивной характеристики. Такие слова, обозначая лиц как мужского, так и женского пола, свой род не меняют, и в речи все зависимые от них слова согласуются с ними формально, а не по смыслу, как слова общего рода. Ср.: круглый сирота – круглая сирота. Но: Черная жемчужина была удалена с поля (о футболисте Пеле) (Из газет).
Также в русском языке существуют слова с немаркированным значением рода. Это такие слова, которые указывают и на мужской, и на женский пол. Например, в классе слов мужского рода есть группа существительных, которые могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола: учитель, философ, профессор, инженер, начальник, доктор, врач и т.д. Эта группа большая и продуктивная, в неё входят прежде всего существительные со значением лица по профессии, роду занятий.
В ряде случаев от таких слов образуются корреляты (коррелят – член пары взаимно обусловленных, соотносительных языковых единиц) женского рода, но в такой паре слово мужского рода выступает как общее название лица по специальности, без указания на его пол: учитель – учительница.
Коррелят женского рода к таким существительным может быть нейтральным стилистически (учительница ), но может быть стилистически сниженным (начальница – разговорное, врачиха - просторечное). В речевой практике род таких существительных выражается синтаксически: Врач пришел – Врач пришла.
Другая группа слов с немаркированным значением - это существительные, обозначающие животных, рыб, птиц, насекомых. Сюда относятся существительные мужского рода комар, соболь, дрозд, карп и т. д.;существительные женского рода курица, щука, кукушка, муха и т.д.
Класс: 6
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
Задачи:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!
II. Проверка домашнего задания:
1. Буквенный диктант.
Задание
: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.
1. Найдите в предложении существительное женского рода:
На темном небе зажглась звезда.
2. Страна – это имя собственное или нарицательное?
3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:
В моём аквариуме живут золотые рыбки.
4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?
5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.
Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.
6. Слова, противоположные по значению.
III. Актуализация знаний.
Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.
1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).
2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.
Постоянные морфологические признаки:
а) собственное
или нарицательное;
б) одушевленное
или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)
Например: Моя подруга такая незнайка!
IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.
Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.
Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.
2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).
Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.
Задание : соединить слова с их лексическим значением.
Подлиза | неопрятный, грязный человек. |
горемычный (несчастный) человек. |
|
непоседливый человек (обычно о ребёнке). |
|
Грязнуля |
изнеженный человек. |
неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо. |
|
Непоседа |
тот, кто подлизывается к кому-нибудь. |
тот, кто болтает вздор, пустяки. |
|
ненасытный, прожорливый человек. |
|
Горемыка |
очень хитрый человек. |
Пустомеля |
тот, кто много и часто плачет. |
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом.
Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.
Задание
: Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.
2. Словарная работа.
Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)
Невежда – малообразованный, малосведущий человек.
(Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.
Физминутка
Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.
4. Игра «Отгадай слово».
А) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?
Задание : Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.
(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)
Б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.
(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;
2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;
3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;
4. Песня «Почемучка-почемучки»;
5. Песня Дюдюки Барбидокской;
6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)
(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)
5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)
Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.
Задание
: сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
1 команда: | 2 команда: |
3 команда |
коротышка |
Торопыжка |
выскочка |
мартышка |
кисточка |
VI. Итог урока.
Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.
Графический диктант .
Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.
Задание : отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».
1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.
2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.
3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.
4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.
– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.
6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.
7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.
– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.
9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).
10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.
Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.
VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.
Спасибо Вам за урок!
Домашнее задание :
(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)
Нарицательные имена существительные имеют особую категорию – общий род. Узнать об особенностях данного грамматического признака, а также познакомиться со словами-примерами, которые имеют общий род, поможет эта статья.
Имена существительные общего рода – класс нарицательных одушевленных существительных, которые могут в зависимости от речевой ситуации выступать и как слова мужского, и как слова женского рода.
Примеры существительных общего рода: ябеда, плакса, недотрога, злюка, растеряха, зубрила, пьяница, сирота, соня, разиня, обжора, тихоня, зануда.
Существительные общего рода обычно изучаются в 6 классе.
Существительные общего рода относятся к I склонению и имеют в единственном числе И. п. окончание -а (-я).
Они представляют собой особую лексическую группу существительных, называющих лиц по определенному, характерному для них, часто – отрицательному признаку. Существительные общего рода обладают ярко выраженной экспрессивной, эмоционально-оценочной характеристикой, и преимущественно употребляются в разговорной речи.
Мой сосед по парте – жадина . Их дочь привереда . Непоседа Петя уже выбежал из класса.
Внимание! К существительным общего рода не относятся слова, обозначающие профессию или род занятий: врач, учитель, продавец – слова мужского рода.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой