Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Врачебный подвиг в великую отечественную войну. Спасённые от смерти: как работала медицина в годы войны Сколько получают фельдшера в армии

Врачебный подвиг в великую отечественную войну. Спасённые от смерти: как работала медицина в годы войны Сколько получают фельдшера в армии

Сегодня расскажем о том, как была устроена система военно-медицинской помощи Красной Армии в годы

За четыре года войны военные медики вернули в строй более 17 миллионов раненых и больных. Чтобы представить себе масштаб этого подвига, достаточно сказать, что средняя численность РККА в 1941-1945 годах составляла порядка 5 млн человек, и значит, стараниями военной медицины в войска вернулось три Красных Армии! Эти усилия не остались незамеченными: в военные годы звания Героя Советского Союза удостоены 44 медицинских работника и 285 медиков награждены орденом Ленина. А всего в ходе Великой Отечественной войны орденами и медалями были награждены свыше 115 тысяч сотрудников системы военно-медицинской помощи РККА, которая была достаточно непростой по своей структуре.

Медсестры готовят раненого к переливанию крови в полевом подвижном госпитале

Источник: smolbattle.ru

Помоги, сестричка!

К началу Великой Отечественной войны система полевой медицинской помощи РККА претерпела несколько трансформаций, обусловленных опытом тех войн и военных конфликтов, которые она вела после окончания . Скажем, тот же медсанбат, или медико-санитарный батальон, появился только в 1935 году, придя на смену существовавшим в дивизиях трем отрядам разного медицинского профиля. Или, например, подвижные дивизионные госпитали - их не существовало во время конфликта на , они появились во время .

По сути, всю систему медпомощи РККА в годы войны можно разделить на четыре элемента: первичная медицинская база в подразделениях и соединениях, госпитальная база тыла армии, госпитальная база тыла фронта и госпитальная база тыла страны. И медсанбаты, как и санинструкторы, относились как раз к первичной медицинской базе. Но первичная — не значит беспомощная! Как не раз отмечали лучшие военные врачи, именно на эти подразделения ложилась главная задача медслужбы РККА - сортировка раненых, поступающих с поля боя, и оказание им первой доврачебной помощи.

Источник: smolbattle.ru

Самую первую помощь раненый красноармеец получал от бойцов санитарного отделения. Их было пятеро на восемь десятков бойцов и офицеров обычной стрелковой роты. Первоначально по штату на санотделение полагался всего один пистолет, которым вооружался командир отделения, как правило, в звании сержанта. Только в ходе войны все санитары и санитарки (доля женщин в этом звене медслужбы составляла 40%) получили личное оружие.

Но санитарное отделение могло оказать только самую необходимую и простую первую помощь раненым товарищам, поскольку из медицинского оборудования в его распоряжении были лишь сумки санинструктора (он же командир отделения) и санитаров, чаще — санитарок. Впрочем, большего от ротных медиков и не требовалось: их главной задачей была организация эвакуации раненых. Обнаружив бойцов, получивших ранения, красноармейцы санитарной роты обязаны были оценить вид ранения и степень его тяжести, оказать первую доврачебную помощь и вытащить с передовой в тыл роты, туда, где по уставу должны были быть подготовлены так называемые «гнезда раненых». А после этого санитарное отделение должно было вызвать санитаров-носильщиков и санитарный транспорт, чтобы раненых как можно быстрее доставили в батальонный медпункт.

Источник: smolbattle.ru

Примерно такими же были обязанности санитарного взвода батальона, в составе которого воевали семь бойцов — три санинструктора и четыре санитара — под командованием офицера-военфельдшера. Их медицинский инструментарий был шире, чем у санотделения, но ненамного, поскольку задача оставалась прежней: как можно быстрее отправить раненого в ближайший тыл, где ему смогут оказать первую врачебную помощь. А этим занимался полковой медицинский пункт (ПМП), который разворачивала на расстоянии от двух до пяти километров от передовой санитарная рота полка. Здесь уже были настоящие врачи — четыре офицера (в том числе старший врач полка), а также одиннадцать фельдшеров и четыре десятка санинструкторов и санитаров.

Нас везут в медсанбат…

Именно на полковых медпунктах шла первичная сортировка раненых по тяжести ранений и их виду. От этого зависел дальнейший путь попавших сюда красноармейцев и офицеров. Те, кто получил самые легкие ранения, могли и не отправляться еще глубже в тыл, они получали первую врачебную помощь и возвращались в свои подразделения. Тем же, кому требовалась квалифицированная медпомощь, чаще всего хирургическая, предстояла дорога дальше, в тот самый медсанбат — последнее и самое, наверное, главное звено первичной медицинской базы Красной Армии.

Персонал военно-санитарного поезда загружает раненых для отправки в тыловые эвакогоспитали, 1945 год

Источник: smolbattle.ru

Медсанбаты не случайно называли «главной хирургической»: именно тут, в дивизионном тылу (а штатно медико-санитарный батальон входил в состав именно дивизии), на дивизионном медицинском пункте, раненые получали квалифицированную хирургическую помощь. По послевоенным обобщенным данным, на дивизионных медпунктах оперировали почти три четверти всех раненых!

Впрочем, далеко не всегда у врачей медсанбата была возможность оперировать в полевых условиях. Зачастую во время наступления, при котором санитарные потери всегда оказываются выше, на стол попадал только каждый шестой или седьмой раненый из тех, кто нуждался в срочной хирургической помощи. А остальных приходилось при первой же возможности отправлять дальше, в армейский тыл, где действовали хирургические полевые подвижные госпитали. А здесь, на дивизионном медпункте, в 6-10 километрах от передовой, ненадолго задерживались только те, кто получил легкие ранения, требующие госпитального лечения в пределах 10-12 дней. Такие бойцы попадали в сформированные при каждом медсанбате команды выздоравливающих легкораненых, каждая из которых насчитывала до 100 человек, и уже через полмесяца возвращались в свои подразделения.

Эвакуация раненых с помощью специально модифицированного самолет У-2

Источник: smolbattle.ru

Об особой роли полковых медпунктов и дивизионных медсанбатов в системе медпомощи Красной Армии говорит и такой факт: эффективность и организованность армейской медицинской службы оценивались по времени, которое проходило с момента ранения до поступления раненого в ПМП и в медико-санитарный батальон. В первый бойца требовалось доставить не позднее чем через шесть часов после получения ранения, а во второй — в течение двенадцати часов. В эти сроки к полковым и дивизионным медикам должны были попасть все без исключения раненые, а если этого не происходило, то подобное считалось свидетельством недостатков в системе организации медицинской помощи на поле боя. А вообще военные медики считали, что наилучшие прогнозы дает помощь, оказанная раненому в медсанбате в течение шести-восьми часов после ранения.

… И дальше в тыл

Но медсанбат не был и не мог быть настоящим госпиталем: в его задачи не входило вылечивание раненых - только квалифицированная помощь им и сортировка, от которой зависело, в каком госпитале бойцы окажутся в итоге. А вариантов тут могло быть много: если врачам медико-санитарных батальонов приходилось иметь дело со всеми видами ранений и заболеваний, то госпитальная помощь оказывалась по медицинской специализации. И это хорошо проявлялось уже на втором - армейском этапе системы медицинской помощи РККА, то есть в полевых подвижных госпиталях.

Санинструктор санитарного отделения стрелковой роты делает перевязку раненому бойцу

Долгих четыре года доктора, медсестры, фельдшеры и санинструкторы работали сутками, зачастую без сна и еды, чтобы спасти как можно больше людей. Рискуя жизнью, они выносили раненых из-под обстрела; погибали, заслоняя собой других солдат. Поэтому истории, о которых говорится здесь, - лишь капля в море ежедневного, ежечасно подвига медицинских работников, совершенного во время войны.

Михайлов Федор Михайлович (30 мая 1898 - 5 августа 1942)

Кем только не успел побывать Федор Михайлов до Великой Отечественной - и батраком, и юнгой, и депутатом в Кронштадтском Совете, и солдатом во время Гражданской войны, и рентгенологом, и главным врачом родильного дома.

В 1941-м он оказался в окружении, пытался перейти линию фронта, но перебраться к советским войскам не смог, поэтому вернулся в город Славуту, где работал до этого, возглавил там районную больницу и организовал подпольную организацию по борьбе с фашистами. Подпольщики распространяли новости о ходе боев среди местного населения, печатали листовки, организовывали диверсии. В больнице скрывались и лечились раненые советские солдаты.

Михайлова арестовали в июле 1942-го, по доносу. Врача долго допрашивали, требуя выдать остальных участников антифашисткого сопротивления, но он стойко молчал. Федора Михайловича казнили на территории его больницы. За мужество и героизм ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Буйко Петр Михайлович (19 октября 1895 - 15 октября 1943)

Профессию врача Петр Буйко начал осваивать еще в Первую Мировую - был военным фельдшером на фронте. В 1922 году окончил Киевский медицинский институт, к 1938-му был уже профессором.

С началом войны он сразу вызвался добровольцем, работал хирургом. После тяжелого ранения был захвачен немцами, но освобожден во время бунта военнопленных. Выздоровев, он начал работать в районной больнице в городе Фастове, к тому моменту оккупированном врагами. Притворяясь, что сотрудничает с фашистами, он саботировал отправку людей на принудительные работы в Германию, лечил партизан, поставлял им медикаменты, участвовал в подпольной работе.

В июне 1943 года его деятельность была раскрыта, но Буйко вместе с группой других врачей удалось бежать, прихватив из больницы лекарства и инструменты. Присоединившись к партизанскому отряду, он продолжал лечить раненых, часто пробирался в села, если приходили сведения, что где-то кому-то нужна медицинская помощь.

Петра Михайловича арестовали 13 октября, жестоко пытали, стараясь получить информацию о партизанах и их связных. Врач молчал. Крестьяне из села Ярошевка, где держали Буйко, пытались организовать его побег, но он отказался, понимая, что немцы устроят за это репрессии. Доктора и еще нескольких захваченных партизан облили бензином и сожгли через день после ареста.

Успенский Василий Васильевич (20 декабря 1881 - 21 августа 1952)

Словно стремясь жить в согласии со своей фамилией, Василий Успенский в своей жизни успел сделать очень многое. Еще формально не окончив медицинского образования, он уже побывал в Персии, где боролся с эпидемией холеры и тифа, в Париже, где работал в Институте Пастера. Одним из первых в стране, еще в начале 20-х годов, начал практиковать переливание крови; оперировал сердце и мозг, проводил онкологические операции. Степень доктора медицины ему присвоили в 1935 году даже без защиты диссертации.

Стать военным врачом и спасать солдат на поле боя, когда началась война, он не мог - еще в 1937-м из-за несчастного случая потерял ногу. Но остановить деятельного врача это не могло. До ноября 1943-го он был главным врачом в районной больнице в городе Кашин. Потом вернулся в Калинин, откуда пришлось уехать из-за оккупации, и снова начал руководить своим хирургическим отделением. Правда, сперва едва не с нуля пришлось восстанавливать саму больницу - немцы разрушили ее, уничтожили всю медицинскую библиотеку, ценный хирургический материал.

Но и этого доктору было мало. Параллельно с основной работой он организовал и возглавил детский госпиталь. В нем было спасено более трех тысяч больных, раненых, искалеченных детей, которых партизаны вывезли из немецкого тыла. О работе русского врача было известно даже за рубежом - в детскую больницу Успенского приезжали представители американского Красного Креста, о ней рассказывала по радио жена британского премьер-министра Клементина Черчилль.

В 1944 году Василию Успенскому было присвоено звание заслуженного врача РСФСР и вручен орден Ленина.

Георгий Федорович Синяков (6 апреля 1903 - 7 февраля 1978)

Уйдя на фронт во второй день войны, хирург Георгий Синяков попал в плен во время боев за Киев - он до последнего оказывал медицинскую помощь окруженным солдатам, а потом отходить было уже поздно.

Оказался в концлагере в Коюстрине, Польша. Здесь он показал немцам, на что способен русский человек - изможденный, голодный, Синяков провел сложную многочасовую операцию, стоя босиком на холодной земле. К врачу тайком начали обращаться за медицинской помощью даже сами немцы.

Используя свое положение, он спас немало пленных, имитируя их смерть. Хирург объявлял, что его пациент скончался; того сбрасывали в ров к другим телам, откуда солдат уже перебирался к своим. Среди бежавших таким образом из лагеря была и летчица Анна Егорова, которую Синяков выходил после тяжелого ранения, а потом объявил скончавшейся.

Когда к нему попал еврейский юноша, врач спрятал его документы, назвал пациента русским именем, вылечил его, а потом имитировал внезапную инфекцию, от которой солдат и “умер”. Илья Эренбург уже после войны писал своему спасителю, что тот заменил ему отца, брата и друга в самые кошмарные дни.

Когда фашисты бросали концлагерь из-за подхода русских войск и хотели расстрелять всех оставшихся пленных, именно Георгий Федорович сумел убедить их этого не делать. Звания героя врач не получил - из-за того, что побывал в плену и сотрудничал с немцами, но это не умаляет ни его дела, ни цены спасенных им жизней.

Ермольева Зинаида Виссарионовна (24 октября 1898 - 2 декабря 1974)

Судьба сталинградской битвы во многом была определена Зинаидой Ермольевой - женщиной, которая остановила эпидемию холеры среди советских солдат. Сообщения о том, что в немецких подразделениях под Сталинградом вспыхнула холера, начали приходить летом 1942-го. Болезнь легко могла охватить и наши войска, и эвакуируемых жителей, а через них распространиться по другим регионам страны. Допустить этого было никак нельзя, поэтому в Сталинград срочно отправили признанного специалиста по холере, профессора-микробиолога Зинаиду Ермольеву.

Привезенного ею бактериофага было недостаточно, а дополнительную партию лекарства в зону боевых действий доставить не удалось. Тогда Зинаида Виссарионовна развернула лабораторию по его производству прямо в осажденном городе - в одном из подвалов. Она и ее помощники делали прививки солдатам и гражданским, обслуживая тысячи человек в день, обходили дома в поисках больных, проводили санитарные работы, отбирали пробы воды, осматривали людей на эвакопунктах. Все это время профессор оставалась в Сталинграде, вокруг которого все плотнее смыкалось кольцо окружения.

К концу 42-го усилиями Ермольевой угроза эпидемии миновала, о чем она сообщила Сталину. Только после этого началось наступление советских войск, которое закончилось победой, переломившей ход всей войны.

За неоценимый вклад в успех решающей битвы Зинаиду Виссарионовну наградили орденом Ленина и вручили Сталинскую премию. Все полученные деньги профессор отдала на строительство самолета-истребителя.

Фото пресс-службы Министерства обороны РФ

Общественная палата РФ обеспокоена проблемами армейской медицины. Сегодня в палате прошли очередные слушания на эту тему. Заместитель начальника Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны полковник медицинской службы Александр Власов сообщил, что главная беда армии в этой сфере - отсутствие квалифицированных медиков в звене рота-батальон, то есть в тактическом звене. Такое заявления сделано впервые после того, как сменилось руководство вооруженных сил. Кстати, в Минобороны не делают из проблемы секрета и готовы ее решать.

По словам замначальника ГВМУ сегодня необходимо укомплектовать фельдешерами-контрактниками около 2 тыс. должностей. Несмотря на то, что молодые парни с охотой идут в профессионалы, некомплект квалифицированных медицинских специалистов ощущается очень остро. Поэтому, видимо, впервые в постсоветской истории в Военно-медицинской академии (ВМА) Минобороны с этого года открывается набор на обучение по специальности военных фельдшеров. Набрать в ВМА планируется около 200 курсантов. Однако в руководстве Минобороны есть сомнения, что на этих должностях согласятся служить выпускники ВМА. По словам Власова, после учебы в течение четырех лет в ВМА выпускники-фельдшеры получают квалифицированную военно-медицинскую специальность. Но по окончании престижного вуза они получат лишь звание сержанта, тогда как буквально несколько лет назад, до реформ Сердюкова, они получали лейтенантские звездочки и увольнялись в запас с должности в ранге капитана или майора.

Набрать на фельдшерские должности после определенной переподготовки можно было бы из выпускников медицинских училищ. Но там, в основном, учатся девушки. А их в боевые подразделения брать никто не будет, считает Власов. Значит, военное ведомство должно само готовить специалистов-мужчин. Но для этого нужно, во-первых, организовать учебный процесс, во-вторых, повлиять на привлекательность такой военной профессии.

«Решить проблему можно, если такую категорию сделать не сержантской, а хотя приравнять по статусу к прапорщику, как это было во времена Советского Союза», - считает генерал-полковник медицинской службы Иван Чиж, который в 1993-2004 годах руководил ГВМУ. Он считает, что помимо кадровых, в армии есть и другие важные проблемы, о которых в Общественной палате представители ГВМУ не говорили. По его мнению, существует проблема подготовки и переподготовка военных специалистов-медиков. Одной ВМА для этого мало. Значит, считает генерал Чиж, что в российских вузах должны быть вновь открыты военно-медицинские кафедры. «Пошло уже более десяти лет, как эти кафедры закрыты, и сейчас в вопросах подготовки военно-медицинских мобилизационных ресурсов уже имеются проблемы, их необходимо решать», – считает генерал. Другая проблема, по его мнению, состоит в том, что государство так до конца и не решило вопрос мотивации для гражданских медицинских специалистов, работающих в военно-леченых учреждениях Минобороны. Их зарплата по-прежнему гораздо ниже, чем в гражданских медучреждениях.

Как сообщил «НГ» председатель комиссии ОП по проблемам нацбезопасности Александр Каньшин, все эти и другие военно-медицинские проблемы будут обсуждены в ближайшее время на специальном заседании Общественного совета при Минобороны, который под председательством главы военного ведомства Сергея Шойгу пройдет уже в ближайшее время.

© Б.Г. Андрюков, 2010 УДК 61. 355

Б.Г. Андрюков

подготовка военных фельдшеров во владивостокском морском госпитале В XIX В.

Военно-морской клинический госпиталь Тихоокеанского флота, г. Владивосток

Автор, используя исторические документы, связал историю обучения фельдшеров для русской армии и флота с созданием и деятельностью военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале. Изложенные факты и документальные свидетельства приводятся впервые.

Ключевые слова: военно-фельдшерская школа, Владивостокский морской госпиталь.

На протяжении всего XIX в. русская армия и флот испытывали большую потребность в специально обученных помощниках врачей, способных оказывать некоторые виды медицинской помощи. Вопрос о подготовки младших медицинских специалистов стал особенно остро после введения в 1805 г. фельдшеров в штат русской армии, хотя еще в 1735 г. подлекари, цирюльники, костоправы и рудометы были официально включены в состав войск и состояли в нем до конца ХУШ в. Такое разделение отражало ремесленническую подготовку этих «специалистов», осуществлявших медицинскую помощь и уход за раненными, больными людьми и животными.

Специально обученных медицинских специалистов, организованная подготовка которых началась в школах при первых военных госпиталях стали называть фельдшерами (от немецких слов feld и scherе, дословно -«полевые ножницы», «полевой цирюльник»).

Обучение военных фельдшеров нуждалась в хорошей теоретической и практической подготовке, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляли к ним реальные условия военного времени и позволяли бы им в отсутствии врача действительно оказать необходимую медицинскую помощь или быстро и грамотно помогать врачам в госпиталях и лазаретах.

Одним из первых документов, четко регламентирующих организацию подготовки и обучения фельдшеров в госпиталях «по местным их к тому удобствам» из солдатских и казачьих сыновей для нужд армии было Высочайше утвержденное Положение 1816 г.

Первые госпитальные школы открылись при Московском госпитале, а позднее - Санкт-Петербургском сухопутном, Рижском, Варшавском, Тифлисском и других военных госпиталях. За многие годы существования госпитальные и в последующие годы, сменившие их, военно-фельдшерские школы подготовили тысячи медицинских и аптекарских фельдшеров, в которых так нуждалась армия.

Дальнейшая военная судьба военных фельдшеров была незавидной. Получив первое звание младшего фельдшера, и получая за свой труд весьма небольшое жалование, они только через пять лет могли рассчитывать на очередное повышение в звании и лишь через 12 лет службы - право сдачи экзамена на первый классный чин, что заставляло многих способных юношей уклоняться от поступления в военно-фельдшерские школы. Кроме того, качество подготовки военных фельдшеров оставалось весьма низким вследствие того, что большинство госпиталей не имели достаточной учебной базы, не хватало учебников, пособий и прочих предметов обучения.

Реформа военно-фельдшерского образования в конце 60-х годов XIX в. стала следствием неудовлетворения военного ведомства работой школ при госпиталях.

В соответствие с Приказом Временно Управляющего Морским министерством №120 от 21.08.1874 г. с ссылкой на Приказ Управляющего Морским министерством от 19.08.1872 г. №106 согласно Высочайшего повелению от 19.07.1872 г. при госпиталях Российской империи и в том числе Владивостокском морском госпитале были созданы военнофельдшерские школы нового образца, приобретя характер военных прогимназий с достаточно широким кругом предметов, распределенных по годам обучения. Этим же приказом были утверждены Правила и Программа обучения на 4 года.

Во Владивостокском госпитале первый набор учеников в военно-фельдшерскую школу нового типа состоялся в 1876 г. Ежегодно в школу набирались по 10 грамотных мальчиков из местных жителей в возрасте от 12 до 16 лет.

Согласно Извлечению из правил о поступлении в школу, мальчики принимались исключительно по просьбе родителей или родственников или попечителей с приложением метрического свидетельства о

рождении мальчика в письменном виде. При приеме будущим фельдшерам делалось освидетельствование относительно состояния здоровья и физического развития согласно с расписанием недостатков (литер Г), с которыми допускался прием на военную службу вольноопределяющихся.

Несмотря на ограничение возраста учеников, допускалось принимать подростков и до 12 лет, если по физическому и умственному развитию он удовлетворял требованиям, необходимым для обучения фельдшерскому искусству.

Помещение для школы было отведено в одном из деревянных зданий на территории госпиталя в Докторской слободке, на улице Никифоровской (частично сохранилась до наших дней в виде переименованной в 1932 г. улицы Пионерской).

Продовольствие, обмундирование, помещения и все содержание учеников производилось за счет госпиталя, под наблюдением попечителя госпиталя. Для Владивостокского госпиталя на 10 учеников отпускались средства на продовольствие и обслуживание 1500 рублей; на вознаграждение преподавателей, учебные пособия и разные хозяйственные расходы - 600 рублей, Итого ежегодно 2100 рублей. При открытии школы единовременно на первоначальное обзаведение из казны отпускалось 500 рублей.

Программа обучения была преимущественно практическая, соблюдался постепенный переход от более легких предметам к сложным дисциплинам и специальным занятиям. Предметы подразделялись на общеобразовательные (Закон Божий, история России, география, зоология, физика, чистописание, уставы, русский язык, арифметика, геометрия, латинский язык) и специально-медицинские (анатомия, физиология, десмургия, хирургическая клиника, правила по уходу за больными и ранеными, правила при вскрытии трупов, фармация, фармакология, рецептура, патология, правила ведения медицинской отчетности).

Для обучения и присмотра за учениками привлекались госпитальные врачи, священники. По окончанию обучения ученики сдавали экзамены, по результатам которых они производились в фельдшеры (младшие фельдшеры) по представлению Главного Доктора госпиталя приказом командира Владивостокского порта.

С каждым годом качество подготовки и уровень специальных знаний выпускников школы улучшалось, чему способствовали хорошая организация обучения и достаточно высокий уровень преподавателей, большинство из которых были опытными врачами Владивостокского морского госпиталя или Сибирского флотского экипажа, окончившими Московский университет или Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, докторами медицины: В.И. Исаев, Г. фон Медер, П.И. Салтыков, И.М. Польский, Л.М. Бирк, Е.А. Берг, К.А. Красильников и другие.

Первый выпуск военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале состоялся в 1878 г. Всего до 1894 г. школа подготовила для нужд армии и флота 156 фельдшеров. Абсолютное большинство из них (149 человек) остались служить на Дальнем Востоке, а некоторые из выпускников школы впоследствии успешно служили во Владивостокском госпитале (Николай Васильев, Николай Басевич, Григорий Петров, Владимир и Алексей Шеркунович, Степан Богатырев, Аким Батов).

Конечно, это количество подготовленных фельдшеров не могло удовлетворить острую потребность в армии и флоте на Дальнем Востоке. К 1891 г. укомплектованность фельдшерами госпиталей и лазаретов составляла 65-70%, а в полках и на кораблях - менее 50%. На каждый миноносец полагался 1 фельдшер, на кораблях 1 ранга по штату имелось по 2 фельдшера, на судах 2 ранга - по 1 фельдшеру. С началом ХХ в., в период Русско-японской и Первой Мировой войн этот некомплект еще больше усилился.

Какова была дальнейшая судьба выпускников военно-фельдшерских школ? После получения звания фельдшера (младшего фельдшера) они, числясь в нижних чинах, состояли на действительной службе в госпиталях и на флотилиях Российского флота с получением за усердие и выслугу медицинских званий и классных чинов не менее 10 лет (обязательный ценз), после чего по желанию могли уволиться в запас или продолжить службу с получением за выслугу надбавки к окладу и чины.

В последующие годы после введения в штаты военных лечебных учреждений для ухода за раненными и больными сестер милосердия, госпитальных фельдшеров стали освобождать от лечебно-клинической работы и чаще использовать на канцелярской, медикостатистической и административно-хозяйственной работах в качестве делопроизводителей и мелких медицинских чиновников.

В качестве примера прохождения службы военного фельдшера привожу выписку из личного дела делопроизводителя конторы Владивостокского морского госпиталя Григория Федоровича Фролова. В 1847 г. он окончил фельдшерскую школу при Крон-штатдском морском госпитале и получил звание младшего фельдшера. В 1855 г. в звании фельдшера был переведен в Петропавловский морской госпиталь, с которым в 1858 г. переведен в Николаевск-на-Амуре, где стал старшим аптекарским учеником

госпиталя. В 1865 г. был переведен в Сибирский флотский экипаж с присвоением звания старшего фельдшера и чина коллежского регистратора (XIV). В 1868 г. - комиссар, делопроизводитель госпиталя по хозяйственной части. В 1870 г. получил чин губернского секретаря (XII), который соответствовал на флоте званию мичмана. Через 3 года службы (в 1873 г.) произведен в коллежские секретари (Х), что соответствовало военным званиям «штабс-капитан», «штабс-ротмистр».

Таким образом, подготовка военных фельдшеров во Владивостокском морском госпитале в XIX в. явилась отражением успехов и недостатков в системе подготовки этих медицинских специалистов для нужд армии и флота. Недостаточная учебная база госпиталей, отсутствие учебников и пособий, штатных преподавателей и невысокие базовые знания учеников сказывались на качестве подготовки фельдшеров. И все же свою задачу госпитальные военно-фельдшерские школы выполнили. Владивостокский морской госпиталь в течение более 20 лет был единственным на Дальнем Востоке военным лечебным учреждением, который регулярно пополнял флот и армейские части грамотными фельдшерами, подготовленными из местных подростков. Многие из этих фельдшеров, закончив службу и уволившись в запас, остались во Владивостоке, перешли на работу в гражданское медицинское ведомство и в период

революционных событий 1917-1922 гг. сыграли заметную роль в организации здравоохранения Дальневосточной республики.

Но это уже совсем другая история.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюков Б.Г. У истоков милосердия.. Владивосток, Уссури, 2007. - 368 с.

2. Андрюков Б.Г. Светя другим...Владивосток, Русский остров, 2002. - 196 с.

3. История Военной медицины России. Том 3. XIX - начало ХХ в. - СПб., ВМедА, ВММ, 2006. -688 с.

4. ПСЗРИ. - СПб, 1830. - Т.28. №21.606.

5. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.30. №23.606.

6. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

7. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

8. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.37. №28.606.

9. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.13. №11143.

10. ПСЗРИ. - СПб, 1873. - Т.44. отд.1. №47008.

11. Постановления о военно-учебных заведениях // Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн.15, прил. 77.

12. РГА ВМФ Ф.1283.Оп.1.Д.64.

13. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 33.

14. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 81.

15. Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн. 15, прил.15.

PREPARATION MILITARY PARAMEDICS IN THE VLADIVOSTOK NAVAL HOSPITAL IN THE XIX CENTURY.

Naval Hospital of the Pacific Fleet, Vladivostok

By using historical documents relating to the history of teaching assistants for the Russian army and navy with the establishment and activities of military medical school at Vladivostok naval hospital. The facts and documentary evidence are set out for the first time.

Key words: military paramedical school, Vladivostok naval hospital

Адрес переписки: e-mail: [email protected]