Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Урок экономическая политика красных и белых. Экономическая политика красных и белых. Экономика в годы Гражданской войны

Урок экономическая политика красных и белых. Экономическая политика красных и белых. Экономика в годы Гражданской войны

Слайд 2

Коммуни́зм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме, организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Слайд 3

1.В результате гражданской войны, экономика страны рухнула окончательно. Оторванные друг от друга и переходящие из рук в руки районы страны прибыли не приносили. Поля не засеивали, рабочих рук не хватало. Но война требовала зерна, одежды, обуви, оружия. Оторванный от деревни город, начал голодать. Советское правительство начало проводить политику военного коммунизма. Под большевистским лозунгом «Все для победы», подразумевалась концентрация всех сил страны, для обеспечения победы. Большевики не хотели ждать, коммунизм им нужен был прямо сейчас. Они считали, что в новом коммунистическом обществе, не будет места торгово-денежным отношениям, не будет торговли, денег. Все будет подчинено единому плану, а распределять все будут по принципу «уравниловки». Ленин провозгласил лозунг «ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТИ – КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТИ», который исполнялся.

Слайд 4

Слайд 5

2. 2 декабря 1918 распущены комитеты бедноты. В связи с продовольственной диктатурой участились крестьянские бунты. По мнению Н.К.Крупской «комбеты насильничают и безобразят, в деревне раскол, участились случаи самосуда над властью». Большевики решило вернуть утраченное в деревне доверие политикой умиротворения. 11 января 1919 г. издан «Декрет о разверстке хлеба и фуража». Он предусматривал брать с «бедняка- ничего, середняка- умеренно, кулака- много». На деле же по продразверстке, изымались не только излишки хлеба, но и необходимый запас. В 1920 г. продразверстка распространилась на картофель и другие культуры. Н.К.Крупская- жена Ленина, революционерка.

Слайд 6

«Братья крестьяне, взываем о помощи…» листовка большевиков, распространяемая по деревням.

Слайд 7

Большевистский плакат времен «военного коммунизма».

Слайд 8

Продразверстка в действии.

Слайд 9

3.Белые правители не выступали открыто за возвращение к старым порядкам, судьбу России по их мнению должно было решать Учредительное собрание. При этом они признавали необходимость решать аграрный вопрос, а как решать они особо не знали. Эсер Б.В.Савинков писал, что «…доблестные генералы, не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, что идее нужно противопоставить идею….жизненную, близкую сердцу…» Б.В.Савинков

Слайд 10

Основные показатели политики белых. Адмирал Колчак Генерал Деникин Барон Врангель Решение крестьянского вопроса откладывалось до окончания гражданской войны. Декреты советской власти о земле объявлялись незаконными 1919 г. проект земельной реформы. Земля распределяется путем добровольных соглашений крестьян и помещиков. Земля возвращалась помещикам. Окончательное решение земельного вопроса откладывалось до окончания войны. 25 мая 1920 г. Закон о земле. Земля трудящимся. Защита он захватов земель. Помещикам 30% земли. Крестьяне платят за отчужденную от помещиков землю государству зерном. Создание волостных и сельских общин. Автономия казачьих земель.

Слайд 11

Конец презентации.

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Великая Октябрьская революция отнюдь не является последним этапом становления большевистского режима в России. Участники Белого движения, даже будучи разбитыми на Родине, продолжали бороться с большевиками из-за рубежа. Борьба красных и белых длилась вплоть до 30х годов XX века, и у сторонников монархии были бы все шансы победить, будь идеология белогвардейского движения хоть немного более четкой, а сама Белая гвардия - более сплоченной.

Значительный вклад в успех большевиков внесли политики - Ленин, Троцкий и другие - тщательно проработавшие идеологический фундамент, на котором и был возведен Советский союз. Четко прописанные, качественные лозунги, умелые ораторы, отлично организованная пропаганда оказали на население влияние, обеспечившее победу революции. Белые же, будучи в большинстве своем представителями военной интеллигенции, не были хорошими политиками. Разобщенность и отсутствие ясной идеологической платформы сыграли свою роль - медленно, но верно белое движение сдало свои позиции.

Экономическая политика белых и красных

Однако, если в качестве примера проанализировать ту же экономическую политику, проводимую красными и белыми, становится ясно, что действия большевиков полностью расходились с их словами. И, как это ни парадоксально, именно экономическая политика белых была основана на раздаче земель и хлеба малоимущим слоям населения. Так, в 1919г. по инициативе Деникина была принята "Декларация о земле", защищавшая интересы трудящихся и сохранявшая право собственников на их землю. Он же отменил хлебную монополию Временного правительства и подготовил проект "Земельного закона" по которому крестьяне могли выкупать некоторое количество земли у помещиков.

Не отставали от него и Колчак с Врангелем. Экономическая программа Колчака включала в себя раздачу земли беднякам, возврат земель их прежним хозяевам и решение земельного вопроса, возникшего вследствие роста населения при Николае II. Политика Врангеля, в свою очередь, была ориентирована на зажиточное крестьянство. Ее основной являлась земельная реформа, целью которой были ограничение земельных наделов крупных помещиков, увеличение земель, принадлежащих средней крестьянской прослойке, и поддержка свободной рыночной торговли.

Красные же, обещавшие землю крестьянам, а фабрики - рабочим, начали свое правление введением "военного коммунизма", продразверсткой (реквизицией зерна у крестьян) и повсеместной национализацией предприятий. За военным коммунизмом последовали НЭП с уничтожением остатков зажиточных слоев общества и коллективизация, в период которой большевики перешли к политике раскулачивания .

Впрочем, не всегда политика большевиков била по благополучию населения страны. Так, например, новое правительство, стремясь поддержать коллективные хозяйства, выделило огромные средства на ссуды и кредиты. К сожалению, такая финансовая политика государства не привела к росту производительности: большая половина средств, выделенных из бюджета, осела в карманах чиновников.

Конечно, утверждать, что в случае победы белых все было бы значительно лучше - заведомо бессмысленно. Неизвестно, как сложилась бы судьба России, если бы белогвардейское движение одержало победу. Ясно одно: в истории, как и в жизни, не бывает ни плохих, ни хороших. Есть проигравшие и победившие - и именно последние историю и пишут.

Гражданская война 1917-1920 гг. стала одним из самых трагических событий в отечественной истории. Чтобы привлечь массы на свою сторону, противники применяли самые разнообразные средства. К одним из них относится экономическая политика красных и белых.

Коренные отличия экономической политики красных и белых

История экономической политики красных и белых шла совершенно разными путями. Центральным требованием большевиков было уничтожение частной собственности.

На II съезде Советов (25 октября 1917 г.) был принят Декрет о земле. Этот документ обеспечил большевикам широкую поддержку крестьянства. Началась массовая конфискация помещичьих земель.

29 октября вводился 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и болезни, положение об отпусках.

Белое движение состояло из монархистов, либералов, социалистов. Единственной объединяющей идеей была ненависть к коммунизму.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Экономическая политика белых не представляла собой четкой программы. Она сводилась к возвращению дореволюционных порядков:

  • выкупные платежи крестьян за землю;
  • возвращение помещичьих земель и частной собственности;
  • ликвидация всех изменений в рабочем законодательстве;
  • активное привлечение иностранного капитала.

Большевики провозглашали интернационализм. Но в годы Гражданской войны они оказались патриотами России, потому что воевали с иностранными интервентами.

Рис. 1. Картина В. В. Зауерлендера.

Экономика в годы Гражданской войны

В результате Октябрьской революции большевики захватили государственную власть и приступили к радикальным преобразованиям.

Рис. 2. Рабочие национализированной.

Экономическая политика стала одной из главных причин противостояния красных и белых. Ясное представление об этом дает следующая таблица:

Таблица “Экономическая политика красных и белых”

Серьезной проблемой большевиков стала острая нехватка хлеба в городах. 13 мая 1918 г. вводилась продовольственная диктатура, заключающаяся в следующем:

  • государственная монополия и твердые цены на хлеб;
  • создание продотрядов и комбедов (комитетов бедноты) для изъятия излишков зерна.

Рис. 3. Продовольственный отряд отправляется в деревню, 1918 год.

Массовые крестьянские восстания заставили большевиков в декабре 1918 г. распустить комбеды. В январе 1919 г. была введена продразверстка (государство заранее извещало крестьян о требуемых нормах сдачи зерна).

В отличие от белых, красные так или иначе пытались найти выход из экономического кризиса. В 1921 г. с введением продналога начался переход к НЭПу.

Период НЭПа – исключение в экономической политике большевиков.

Экономика России после окончания Гражданской войны

Война между красными и белыми нанесла огромный урон российской промышленности и сельскому хозяйству. Уровень производства в 1920 г. составлял 14% по отношению к 1913 г. Продукция сельского хозяйства сократилась на треть. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе.

Что мы узнали?

Из темы по истории 9 класса мы узнали, что в годы Гражданской войны в лице красных и белых столкнулись две противоположные экономические системы. Сразу после революции большевики осуществили лозунг: “Земля – крестьянам, фабрики – рабочим”. Белое движение стремилось ликвидировать все изменения, поэтому дискредитировало себя и потерпело поражение.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 279.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Тема «Гражданская война»

Да/нет 1. ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ СТАЛО ИГНОРИРОВАНИЕ БОЛЬШЕВИКАМИ НОРМ ДЕМОКРАТИИ И РАЗГОН УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ? 2.В ряды красной армии вошли рабочие, большевики, зажиточные крестьяне? 3. Начало гражданской войны связывают с выступлением чехословацкого корпуса? 4. м.ф.фрунзе, с.м.буденый, м.н.тухачевский были представителями красной армии? 5. С именем м.н.тухачевского связано наступление на петроград в мае 1919 г.? 6. В годы гражданской войны был период интервенции со стороны таких стран как сша, англия, франция, румыния, германия?

7 . ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КРАСНОГО ДВИЖЕНИЯ? А.Ф.КЕРЕНСКИЙ л.г. корнилов М.В.ФРУНЗЕ с.м.буденый

8. С какой исторической личностью был связан город омск в годы гражданской войны?

Ответы: 1. да 2. нет 3. да 4. да 5. нет 6.М.В. ФРУНЗЕ, С.М.БУДЕНЫЙ 7. а.в.колчак

Тема урока: Экономическая политика красных и белых § 16

«военный коммунизм» - экономическая политика Советского государства в условиях хозяйственной разрухи и Гражданской войны 1918 - 1920 гг. - мобилизация всех сил и ресурсов на оборону.

Мероприятия в рамках политики «военного коммунизма»: 1. Национализация всех отраслей промышленности

3. Запрет частной торговли; 4. ОТМЕНА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ, ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5. « Главкизм », т.е. сверхцентрализация управления про­мышленностью. Управление национализированными пред­приятиями осуществлялось Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ)

СТР.120 РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

6. Роспуск комбедов

2. Письма крестьян м. А. Спиридоновой 1918 г. (Извлечения) Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России: «Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делают попытку улизнуть, того принимали в плети». Или из другого письма: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, чтобы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по несколько недель не ложились на спину. Взяли у нас всё дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить.»<...> Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли, – не было достаточно семян, у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии…, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится? Всё сельское общество тебе земно кланяется». Из четвёртого: «Взяли нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность современной экономики, экономический рост....

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников

Презентация....

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Урок 3: Экономическая политика красных и белых.

Цель урока: повторить основные события Гражданской войны;

Изучить содержание экономической политики красных и белых.

Ключевые знания: основные мероприятия и суть политики военного коммунизма; экономические программы белого движения.

Внутрипредметные и межпредметные связи : курс всеобщей истории

Ключевые понятия: военный коммунизм, продразвёрстка.

Характеристика основных видов деятельности: объяснять значение понятия политики военного коммунизма. Характеризовать эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства; сравнивать политику красных и белых.

Формируемые УУД : регулятивные, познавательные.

Работа с историческими источниками:

Чтение и комментирование отрывков:

  • из Декрета СНК «О порядке всеобщей трудовой повинности», учебник стр.119;
  • из письма Н.К.Крупской наркому Внутренних дел Г.И.Петровскому, учебник стр.120
  • Сообщения по земельному вопросу правительства Врангеля, учебник стр.122

Образовательная среда:

  1. Учебник для 9 класса А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI вв. – М.: Просвещение, 2014;
  2. карта “Гражданская война и интервенция в России”.

Учащиеся заранее разделены на группы и получали задание подготовить исторические портреты А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе.

Ключевые вопросы:

  1. Политика военного коммунизма.
  2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма.
  3. Экономическая политика белых.
  4. Реформаторская деятельность Врангеля.

Подготовка урока: класс предварительно делится на группы.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами выяснили причины, дали характеристику основным этапам гражданской войны.

  • Изучили основные события на фронтах гражданской войны, рассмотрели альтернативы развития России;

Цель урока :

Повторить основные события Гражданской войны;

  • проанализировать и сравнить экономические программы основных участников Гражданской войны;
  • раскрыть причины поражения белых и победы красных.
  1. Повторение изученного материала.

Учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу.

Карточка № 1 “Восточный фронт”.

1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба “верховного правителя России”?

2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте.

Карточка № 2. “Южный фронт. Разгром Врангеля”.

1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле.

2. Составьте хронологию событий на Южном фронте.

Карточка №3. “Поход на Петроград. Война с Польшей”.

1. Расскажите Н.Н. Юдениче.

2. Составьте хронологию событий.

Чем закончились выступления Н.Н. Юденича и война с Польшей?

Карточка № 4. “Красные”.

1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском.

2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны.

Сделайте общий вывод : Каковы итоги военных действий на фронтах гражданской войны? История не любит сослагательных наклонений, тем не менее предположите, как развивалась Россия, если бы победили “белые”

1. Изучение нового материала.

Задание классу : по ходу объяснения нового материала заполнить схемы.

  1. “Экономическая политика: красные”

Заполнить схему: “Политика военного коммунизма”.