Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Наука о действии лекарств 12 букв. Фармакология. Ведущие научные учреждения в СНГ

Наука о действии лекарств 12 букв. Фармакология. Ведущие научные учреждения в СНГ

История фармакологии насчитывает столько же веков развития, сколько существует человечество. Считается, что толчком к познанию лечебных свойств растений стал инстинкт самосохранения, подобный тому, который есть у животных.

Следуя за желанием быть сильным и здоровым, человек не только замечал действия лечебных трав, но постепенно стал их систематизировать. На этом длинном пути есть яркие периоды, великие ученые, поворотные открытия, и все вместе - это история развития фармакологии.

Самый известный трактат

На сегодняшний день самым древним из признанных о лекарственных средствах является Аюрведа. Это и учение, и философия, и свод записанных знаний о свойствах растений, их воздействии на человека и на заболевания.

В книге описано более 1 тысячи лекарственных препаратов растительного и животного происхождения. Когда точно сформировался этот трактат, доподлинно неизвестно, но индусы предпочитают применять эти знания и сегодня, причем весьма эффективно.

Первые этапы

Эпохи развития фармакологической науки тесно связаны со сменами общественно-политических и экономических систем, что формировало историю фармакологии. Основные этапы развития условно разделены на следующие периоды:

  • Эмпирический . Период относится к первобытно-общинному строю, когда основными лекарственными препаратами выступали растения, причем их действие и эффективность отслеживались по поведению животных. Так случайно были открыты полезные при определенных условиях свойства рвотного корня, соли, хинной коры и пр.
  • Эмпирико-мистический подход в фармакологии охватывает рабовладельческий строй. Привилегия врачевания находилась в руках у религиозных конфессий. Помимо фармакологических первым препаратам и микстурам приписывались божественные свойства, терапия сопровождалась мистическими ритуалами, религиозными службами.
  • Религиозно-схоластический этап пришелся на период Средневековья и феодального устройства общества, когда науки и культура претерпели значительный упадок. Все процессы социальной сферы, в том числе и медицина, сосредоточились в руках идеалистов от религии. Действие лекарств получили связь с местом сбора трав, фазой луны, положением планет и т. д. В этот период зародилась алхимия. На исходе Средневековья в разных частях света появились первые трактаты по фармакологии и ученые, стремившиеся обобщить имеющиеся знания.

Систематизация

История фармакологии имеет несколько периодов бурного развития, связанных с местами расцвета определенной цивилизации. Одним из фундаментальных этапов в лекарствоведении является греческий период. Самый выдающийся представитель медицины того времени - Гиппократ, рассматривавший болезнь как нарушение баланса стихий организма, а не как действие злых духов. Он ввел в пользование и развил гуморальную медицину, на которую опирались специалисты на протяжении 2000 лет. Она основывалась на идее естественности заболеваний и поиске природных средств для лечения.

Самый существенный вклад Гиппократа в фармакологию состоит в трактате, где описано более 230 растений и их лекарственные свойства. Именно он сформулировал основные принципы медицины, которых придерживаются и сегодня - Primum non nocere, что переводится как «Прежде всего - не навреди», второй постулат гласит: Natura sanat, medicus curat morbus, что означает «Природа оздоровляет, врач лечит».

Попытки классификации

К классу общих были отнесены препараты, описанные Гиппократом. В группу специальных средств вошли лекарства, синтезируемые для конкретных состояний пациента. Современной наукой считается, что именно Цельс сделал первый шаг к формированию фармакологической науки. Он же впервые ввел правило для врачей - «Лучше надежное лекарство, чем никакого».

Римский период

История развития фармакологии в Римской империи получила новое направление благодаря работам нескольких ученых. Врачи придерживались гуморальной теории Гиппократа. Фармакологическую часть врачебных знаний существенно дополнил Диоскарид Анацебейский, описавший более шести сотен трав и растений с лекарственными свойствами.

Теории Гиппократа фундаментально дополнил и развил Клавдий Гален - древнеримский врач и ученый. Он первым предложил метод извлечения полезных веществ из разных частей растений, ввел практику апробации действия препаратов на животных, заложил основы прописывания рецептур лекарственных средств и выписку их пациентам.

В действующую систему медицинских знаний и терапии Клавдий Гален внес новшество - применение лекарственных препаратов, оказывающих действие, противоположное заболеванию. Медикаменты, в его теории, разделялись на группы:

  • Простые по действию (холод, тепло, вязкость, влажность и пр.).
  • Сложные (кислота, горькость, пряность и пр.).
  • Специальные (противовоспалительные, закрепляющие, жаропонижающие и пр.).

Гален был первым ученым, кто изучал лекарственные растения и доказательно выяснил, что кроме действующего вещества в сырье для медикаментов содержится балласт. Он сумел разделить эти две фазы одного материала. В современной фармакологии и сейчас используются препараты, изготавливаемые таким же способом. Их называют галеновыми веществами (камфора, алкалоиды, гликозиды и пр.). Работы ученого послужили зарождению химической фармакологии.

Восточные мудрости

История развития фармакологии неотделима от арабского периода, и ведущую роль в формировании медицины Востока сыграл Ибн Сина. В Европе он был известен как Авиценна. Его трактат «Канон врачебного искусства» собрал в себе все возможные на тот момент знания в русле теории Гиппократа. Книга в течение нескольких столетий была руководством для большинства медиков.

В этот же период своей деятельностью приобрел известность ученый-химик и врач Парацельс, который отрицал схоластические тезисы медицины. Он считал, что основой человеческого тела являются химические вещества, а нарушение баланса веществ ведет к заболеванию. Следовательно, чтобы вылечить пациента, необходимо восстановить равновесие. Парацельсом были введены в применение сера в качестве панацеи от чесотки и ртуть для излечения от сифилиса.

Научный подход

История развития фармакологии как науки началась в период зарождения капитализма (в конце XVIII века) с эры экспериментальных методов изучения растений, минералов и других веществ. Химическая промышленность стала быстро развиваться, что позволило синтезировать новые препараты, не встречающиеся в чистом виде в природе. В XIX веке фармакология окончательно сформировалась как отдельная научная отрасль, где действие препаратов имело доказательную экспериментальную базу.

Пионером в научной фармакологии стал Ф. Мажанди, проведший серию наблюдений за действием препаратов при оперативных вмешательствах. Его ученик, физиолог К. Бернар, стал основоположником экспериментальной фармакологии и токсикологии, благодаря опытному изучению действия ядов и лекарственных веществ.

Русская история

На Руси первые попытки ввести в пользование готовые лекарственные формы и наладить приготовление микстур попытался Петр I, повелев учить молодое поколение латыни, анатомии, хирургии и изготовлению лекарственных средств. С открытием университетов и институтов начинается теоретическое преподавание и практическое изучение фармакологии.

Первым трактатом на эту тему считается «Врачебное веществословие или описание лекарственных растений», его автор - профессор Н. А. Амбодик из Казани. В 1852 году вышло трехтомное издание «Фармакография или химико-фармацевтическое и фармакодинамическое изложение приготовления и упо-требления новейших лекарств», автор профессор А.П. Нелюбин (Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия).

Выдающиеся ученые

Эксперименты по изучению веществ в России стали проводится с начала 17 века и достигли высоких результатов. В 1871 году профессор Дыбковский В. И. выпустил учебник «Лекции по фармакологии», чему предшествовал длительный практический период по определению влияния ядов на человеческий организм. Бурному росту научного подхода к фармакологии способствовали великие русские ученые, такие как:

  • Н. И. Пирогов. Провел серию экспериментов с эфирами, результатом стало появление наркоза на базе эфира.
  • И. М. Сеченов. В 1810 году занимался исследованием действия ряда лекарственных веществ на нервно-мышечную систему.
  • И. П. Павлов. В 1890-95 годах исследовал действие гликозидов на сердечную мышцу. В разное время им были проведены испытания действия бромидов, наркотических веществ на кору головного мозга.

Развитию фармакологии после 1917 года способствовало быстрое распространение вирусных и инфекционных заболеваний, отсутствие систематической квалифицированной помощи и развал медицинской отрасли в целом. В 1919 году, когда над страной висела угроза эпидемий, состоялся съезд фармацевтов, где было принято постановление об оказании доступной и быстрой помощи каждому жителю страны. Лекарственные препараты стали выдавать бесплатно по рецепту врача.

Контроль качества лекарств осуществлялся централизовано через Наркомздрав РСФСР. В 1928 году была создана ЦАОС, в обязанности которой входило организация и контроль за лекарственной помощью населению. К 1940 году количество аптек в стране составляло 9300 единиц, насчитывалось 14 тысяч аптечных пунктов, около 1500 магазинов, работало 300 складов, фабрик и лабораторий.

В период войны задачи фармакологии существенно изменились, основные усилия были направлены на разработку болеутоляющих, противовоспалительных средств, для фронта требовались препараты для хирургических вмешательств и пр. Советская медицина с успехом справлялась с поставленными задачами. В этот период над возникшими вызовами работали многие ученые. Фармакологии было задано несколько новых направлений развития.

Одним из выдающихся ученых советской фармакологии является Н. П. Кравков. Он самостоятельно провел более 50 научных экспериментов с подробным описанием, курировал работу лаборатории, где в общей сложности было реализовано более 120 экспериментов и исследований. Его авторству принадлежит один из лучших учебников советского времени - «Основы фармакологии», выдержавший 14 переизданий.

Также Кравков Н. П. дал начало новому направлению изучения препаратов - патологической фармакологии, внес большой вклад в токсикологию, впервые создал препарат для внутривенного наркоза и предложил комбинированный наркоз. За свою работу в 1926 году Кравков был представлен к ордену Ленина (посмертно). Он воспитал плеяду выдающихся учеников, среди них С. В. Аничков, М. П. Николаев и другие.

Огромный вклад в развитие отечественной фармакологии внес А. Н. Кудрин, ставший разработчиком химико-фармацевтического направления в науке. Именно его работы послужили началу изысканий новых лекарств. Ученый разработал теорию создания лекарственных средств, ввел в обязательное исполнение биологический контроль безопасности и качества препаратов. Также Кудрин создал систему подготовки специалистов-провизоров.

С 1952 года в России работает НИИ фармакологии им. В. В. Закусова. Институт занимается синтезом, внедрением новых лекарственных средств, разрабатывает методологию поиска и ставит новые задачи перед наукой. За весь период деятельности сотрудниками учреждения были разработаны многие лекарственные препараты, получившие мировое признание. Например, в институте были синтезированы афобазол, феназепам, бонненкор, мексидол, этмозин и другие. Многие из препаратов, получили распространение в США и Европе.

Ветеринарная фармакология

Фармакология в ветеринарии развивалась значительно медленнее, первые обобщающие сведения были воедино собраны профессором П. Лукиным в трактате «Зоофармакология» в 1837 году. Специалисты в практической деятельности могли использовать не более 150 наименований препаратов, действие которых рассчитывалось в зависимости от возраста, веса, вида и условий содержания животного.

Следующая фундаментальная работа «Ветеринарная фармакология» была написана профессором Г. А. Полютой в 1878 году. В книгу вошли обобщающие материалы по механизмам воздействия, научным способам применения препаратов и веществ. Уделялось большое внимание комбинациям лекарственных средств при различных заболеваниях и оперативных вмешательствах.

До 1917 года ветеринарную фармакологию не преподавали. В советский период выдающимся ученым в этой области стал А. Н. Сошевский, возглавлявший кафедру фармакологии в московском ветеринарном институте на протяжении 20 лет. Он написал ряд учебников в этой области - «Курс фармакологии», имевший три издания, «Руководство по химзащите», «Токсикология БОВ».

На сегодняшний день ветеринарная фармакология мало развита в России, большая часть препаратов на отечественном рынке имеют европейское происхождение. Эта отрасль еще ожидает своего расцвета.

Современная фармакология

В ХХ веке фармакология сформировалась как раздел науки, с точностью определяющий регуляцию деятельности организма при помощи лекарственных средств и препаратов. Современные достижения фармакологии имели историю развития на протяжении последних 35 лет. В этот период были синтезированы более 6 тысяч оригинальных медикаментозных средств, что составляет около 80 % от всего используемого арсенала препаратов.

В концепцию исследований нашего времени входит изыскание как лекарственных, так и профилактических средств. Современные достижения фармакологии сделали возможным успешное лечение психозов с применением нейролептиков, больные с эндокринными заболеваниями получили шанс на нормальное существование после выделения синтезированных гормональных препаратов. Огромный рывок получило направление трансплантации после создания иммунодепрессивных средств, а открытие антибиотиков создало условия для эффективного лечения бактериальных инфекций.

Сегодня наука о создании, применении и действии лекарственных препаратов обязательна для изучения студентами всех медицинских вузов, считается, что одной из основ успешного лечения пациента является фармакология. Классификация лекарственных средств основывается на признаках применяемых препаратов и может разделяться следующим образом:

  • По химическому составу и строению (например, производные или соединения фурфурола, пиримидина и пр.).
  • Согласно фармакологической группе (основывается на воздействии средства на организм).
  • По происхождению (природные, синтезированные, минеральные и пр.).
  • Международная классификация (АТХ - анатомо-терапевтическо-химическая). При формировании учтены фарм. группа, химическая природа препарата, а также нозология средства.
  • Нозологическая классификация (по заболеваниям).

Фармакология - бурно развивающаяся наука, перед которой стоит много задач. Еще не найдены безотказные и универсальные препараты от заболеваний сердечно-сосудистой системы, нет лекарства от СПИДа, рака, сахарного диабета, старости и многих других болезней. Ученые считают, что XXI век принесет много открытий в фармакологии.

Фармакология подразделяется на общую и частную. Общая Фармакология рассматривает механизмы действия лекарственных веществ (первичные фармакологические реакции, влияние на ферменты, биологические мембраны, электрические потенциалы, рецепторные механизмы); изучает общие закономерности их действия на организм в зависимости от характера распределения, биотрансформации (окисление, восстановление, гидролиз, дезаминирование, ацетилирование и т. п.), путей введения (внутрь, подкожно, внутривенно, ингаляционной т. д.), выделения (почками, кишечником).

Кроме того, она характеризует принципы действия лекарственных веществ (местное, рефлекторное, резорбтивное); условия, определяющие их действие в организме (химическое строение, физико-химические свойства, дозы и концентрации, время воздействия, повторность применения лекарств; пол, возраст, масса, генетические особенности, функциональное состояние организма); принципы комбинированной лекарственной терапии, вопросы стандартизации, классификации, изыскания лекарственных веществ и др.

Разделы общей фармакологии

  • принципы производства лекарственных средств, их состав и свойства.
  • метаболизм - фармакокинетика и Фармакодинамика ,

Фармакодинамика - собственно учение о действии лекарственных веществ на организм; фармакокинетика - учение о всасывании, распределении и биотрансформации их в организме.

Основные вопросы фармакокинетики

  • Абсорбция (всасывание) - как вещество поступает в организм (через кожу, желудочно-кишечный тракт, слизистую оболочку полости рта)?
  • Распределение - как вещество распространяется по тканям?
  • Метаболизм (метаболические превращения) - в какие вещества оно может преобразовываться в организме химически, их активность и токсичность.
  • Экскреция (выведение) - каким образом вещество выводится из организма (с желчью, мочой, через дыхательную систему, кожу)?

Молекулярная фармакология - это учение о биохимических механизмах действия лекарственных веществ.

Изучение лекарственных препаратов в клинической практике и их окончательная апробация - предмет клинической фармакологии .

История

Новое время

Начало современной экспериментальной фармакологии положено Р. Бухгеймом (Дерпт) в середине 19 в. Её развитию способствовали О. Шмидеберг, Г. Мейер, В. Штрауб, П. Тренделенбург, К. Шмидт (Германия), А. Кешни, А. Кларк (Великобритания), Д. Бове (Франция), К. Гейманс (Бельгия), О. Леви (Австрия) и др.

В России в 16-18 вв. уже существовали «аптекарские огороды», а сведения о лекарственных растениях записывались в «травниках» и «зелейниках». В 1778 вышла первая русская фармакопея «Pharmacopoea Rossica».

XX век

Экспериментальная фармакология конца XIX - начала XX века (В. И, Дыбковский, А. А. Соколовский, И. П. Павлов, Н. П. Кравков и др.) дала новый импульс отечественной науке.

Ведущие научные учреждения в СНГ

Научные исследования по фармакологии ведутся в институте фармакологии АМН и Украинском национальном фармацевтическом университете (бывш. Харьковском химико-фармацевтическом институте), в научно-исследовательском химико-фармацевтическом институте им. С. Орджоникидзе (Москва), и др., на кафедрах медицинских и фармацевтических вузов. Преподавание фармакологии осуществляется в медицинских и фармацевтических институтах и училищах.

Основные научные центры за рубежом

Институты фармакологии в Кракове, Праге, Берлине; фармакологические лаборатории медицинского центра в Бетесде (США), в институте Милл Хилл (Лондон), в Высшем институте санитарии (Рим), институте Макса Планка (Франкфурт-на-Майне), Каролинском институте (Стокгольм). Преподавание фармакологии осуществляется на соответствующих кафедрах медицинских факультетов университетов.

Тенденции фармакологии XXI века

В последнее время получила развитие область знания, происшедшая из объединения фармакологии и эпидемиологии - фармакоэпидемиология . Последняя наука является теоретической и методологической основой фармаконадзора, проводимого в РФ, в ЕС и США, а также по всему миру. Бурное развитие получает Биофармакология .

Основные понятия и термины

  • Действующее вещество - вещество в составе лекарственного средства, с физиологическим действием которого на организм связывают желаемое действие данного лекарственного средства

Учебные заведения

Некоторые известные учебные заведения в области фармакологии:

  • Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия
  • Пятигорская государственная фармацевтическая академия

Международные образовательные учреждения по фармакологии

  • Duke University
  • Massachusetts College of Pharmacy and Health Sciences
  • Purdue University
  • SUNY Buffalo
  • University of California, Santa Barbara
  • University of Michigan
  • University of the Sciences in Philadelphia
  • University of Wisconsin-Madison
  • Харьковский Национальный Фармацевтический Университет

См. также

  • Антиферменты
  • Нейрофармакология
  • Психофармакология

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Аничков С. В., Беленький М. Л., Учебник фармакологии, 3 изд., Л., 1969;
  • Альберт Э., Избирательная токсичность, М., 1971;
  • Машковский М. Д., Лекарственные средства. Пособие по фармакотерапии для врачей, 9 изд., ч. 1-2, М., 1987;
  • Goodman L. S., Oilman A., The pharmacological basis of therapeutics, 3 ed., N. Y., 1965;
  • Drill V. A., Pharmacology in medicine, 4 ed., N. Y., 1971;
  • Drug Design, ed. by E. J. Ariens, v. 1=3,5, N. Y. = L., 1971=75.

Периодические издания

  • «Фармакология и токсикология» (М., с 1938)
  • «Acta pharmacologica et toxicologica» (Cph., с 1945)
  • «Archives internationales de pharmacodynamie et detherapie» (P., с 1894)
  • «Arzneimittej = Forschung» (Aulendorf. c 1951)
  • «Biochemical Pharmacology» (Oxf., с 1958)
  • «British Journal of Pharmacology and Chemotherapy» (L., с 1946);
  • «Helvetica physiologica et pharmacologica acta» (Basel, с 1943);
  • «Journal of Pharmacology and Experimental Therapeutics» (Baltimore, с 1909)
  • «Naunyn - Schmiedebergs Archiv fur experimentelle Pathologie und Pharmacologie» (Lpz., 1925) (в 1873-1925 - «Archiv fur experimentelle Pathologie und Pharmakologie»)

Ссылки

  • Фармакология - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Основные понятия разделов Фармакологии .
  • Общепопулярные статьи по Фармакологии .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фармакология" в других словарях:

    Фармакология … Орфографический словарь-справочник

    ФАРМАКОЛОГИЯ - (от греч. pharmakon лекарство, яд и logos слово, учение), наука о действии лекарственных веществ на живой организм. Самое слово Ф. впервые появилось в 17 в.; в 1693 г. Dale озаглавил свое сочинение по фармакогнозии «Pharmacologia, s.… … Большая медицинская энциклопедия

    - (греч., от pharmakon лекарство и logos слово). Наука о лекарствах, об их действии на живой организм, о применении их в болезнях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРМАКОЛОГИЯ греч., от pharmakon,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греческого pharmakon лекарство и...логия), наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и животных. Систематизированные сведения о лекарствах содержатся еще в древнеегипетских папирусах, трудах древнегреческого врача… … Современная энциклопедия

    - (от греч. pharmakon лекарство и...логия) наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и животных. Систематизированные сведения по фармакологии содержатся еще в древнеегипетских папирусах, трудах Гиппократа, Диоскорида и… … Большой Энциклопедический словарь

Наука о лекарствах

Первая буква "ф"

Вторая буква "а"

Третья буква "р"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "Наука о лекарствах ", 12 букв:
фармакология

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фармакология

Наука о применении лекарственных веществ и их действии на организм

Именно так в Древней Греции называли науку, которая изучает целебные свойства растений

Наука о лекарственных веществах

Определение слова фармакология в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Фармаколо́гия (от - « лекарство », « яд » и - «слово», «учение») - медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле - наука о физиологически активных веществах вообще. Если вещества используются в фармакотерапии...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
фармакологии, мн. нет, ж. (от греч. pharmakon - лекарство и logos - учение). Наука о действии лекарственных веществ на организм.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ас. Наука о лекар ственных и других биологически активны) веществах и о их действии на организм че ловека и животного. Биохимическая ф Клиническая ф. прил. фармакологичес кий, -ая, -ое.

Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
наука, изучающая действие лекарственных и других биологически активных веществ на организм человека и животных.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. греч. часть врачебной науки: о действии и о употреблении лекарств, снадобий. Фармаколог, ученый по сей части. Фармакологические чтения. Фармаколит, ископаемое: мышьяково-кислая известь. Фармакопея ж. роспись лекарствам и снадобьям, кои аптеки обязаны...

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Научная дисциплина, изучающая лекарственные вещества и их действие на организм. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

Примеры употребления слова фармакология в литературе.

И следователь назначил экспертную комиссию в составе главного судебного эксперта Министерства здравоохранения республики, заведующего кафедрой фармакологии медицинского института, ассистента кафедры хирургии факультета усовершенствования врачей, судебно-медицинского гистолога, химика и других специалистов.

В развитых странах с их химизацией, развитой фармакологией , автоматизацией быта, происходит откровенное зажирение и отупение.

Различные аллопатические справочники по фармакологии описывают действие лекарств на болезнь - это ненаучный подход и довольно шаткое подспорье для врачебной деятельности.

Примером может служить превращение таких первоначально чисто тактических приемов, как предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, изъятие образцов, в самостоятельные процессуальные действи Будучи законодательно закреплены, эти действия становятся предметом теории доказательств, а криминалистика продолжает углублять и детализировать тактические условия их проведения, способы и методы достижения целей правового регулировани В отличие от криминалистики такие вспомогательные науки, как судебная медицина, судебная психиатрия, судебная химия, обычно относят к естественным наукам, рассматривая первую и вторую как особые отрасли общей медицины, а третью как отрасль химии или фармакологии Этим справедливо подчеркивается, что указанные науки по преимуществу содержат данные из медицины или химии, приспособленные для разрешени вопросов, связанных с исследованием доказательств.

В следующем месяце он испробовал на себе ауромицин, бацитрацин, фторид с оловом, гексидрезорцинол, кортизон, пенициллин, гексахлорофен, экстракт акульей печени и еще 7312 изобретений мировой фармакологии .

ФАРМАКОЛОГИЯ (от греч. pharmakon-лекарство, яд и logos-слово, учение), наука о действии лекарственных веществ на живой организм. Самое слово Ф. впервые появилось в 17 в.; в 1693 г. Dale озаглавил свое сочинение по фармакогнозии «Pharmacologia, s. manuductio ad materiam medicam». Лишь спустя почти сто лет Gren напечатал (в 1790 г.) руководство о врачебных веществах с учением об их терап. и физиол. действии под заглавием Handbuch der Pharmacologie. Экспериментальная Ф. развивалась в первое время благодаря трудам физиологов (Клод Бернар, Станниус, Шифф и др.); первая школа фармакологов возникла во главе с Бухгеймом, создавшим в 1847 г. первую фармакол. лабораторию в Дерптском ун-те. Экспериментальный метод обследования действия лекарственных веществ состоит в изучении влияния на здоровых животных, на их системы и отдельные органы; исследование часто производится также на одноклеточных организмах, как инфузории, грибы, бактерии; нередко подопытным материалом служат и растения. После изучения фармакодинамики на здоровых животных исследование средств продолжают на больных животных, т. к. восприимчивость здорового и больного организмов часто неодинакова. При таком порядке исследования удается часто наметить основы для терап. применения лекарства, благодаря чему еще больше уясняются пригодность, ценность и возможные способы применения изучаемого вещества у б-ного. Последний этап экспериментального изучения вещества протекает уже в клиниках, где определяется терап. действие лекарственного вещества со всеми его особенностями и побочными явлениями. По такому же плану исследуют лекарственные вещества, давно уже употребляемые, поскольку требуется установить механизм их действия, судьбу в организме, места залегания в нем, пути выделения, кумулятивное или синергнческое влияние и т. п. при условии болезненного состояния организма. Предметом фармакол. исследований могут быть и такие вещества, к-рые не применяются в терапии, но заслуживают внимания, напр. вследствие своей ядовитости. По своему содержанию Ф. подразделяется на т. н. общую Ф. и частную Ф. Содержанием о б щ е й Ф. служит, кроме определения предмета и задач Ф., установка границ Ф. в ряду дисциплин, изучающих различные свойства лекарственных веществ, выяснение сути местного и общего, resp. резорптивного, действия лекарственных или ядовитых веществ на организм, рефлекторного, избирательного или специфического, выяснение различных фаз действия и различных условий со стороны организма и со стороны лекарственного вещества, влияющих на проявление действия лекарств или ядов, с учетом характера их действия, путей введения, распределения в организме и путей выведения из организма, а также и тех изменений, к-рые претерпевают сами лекарства или яды в организме. Т. о. в отделе общей Ф. находят место и вопросы общей токсикологии.-Ч а с т н а я Ф. изучает отдельные лекарственные вещества в отношении их действия на цельный организм и на его системы, на органы животных in situ, на изолированные органы, на обмен веществ, на t°; изучает и все вопросы, указанные в общей Ф., но относительно каждого лекарственного (resp. ядовитого) вещества. Фармакол. изучение захватывает жизнь животного в условиях 1) начального действия лекарства-физиол. действие; далее 2) развитого действия лекарства, но еще в границах б. или м. здорового состояния организма; такое воздействие приближается к действию лекарства, употребляемого в т. н. средних терап. дозах; в обоих случаях явления, наступившие от влияния лекарственного вещества, характеризуются своей обратимостью; наконец лекарство изучается в условиях, когда его действие нарушает обычное состояние равновесия и появляются признаки токсического действия; реакция может и в этих случаях быть еще обратимой, но не всегда; 3) когда организм умирает от изменений, наступивших под влиянием введенного вещества (смертельные дозы)-реакция необратимая. Меры помощи больному, отравленному лекарством, также вырабатываются Ф. Частная Ф. устанавливает принципы показаний к терап. назначению лекарственного вещества, равно как и противопоказаний при тех или иных условиях со стороны б-ного, и находится в теснейшей связи с физиологией и физиол. химией, пользуясь и их методикой и всеми результатами и выводами. Ф. изучает действие лекарств и на больной организм, поэтому связь Ф. с пат. физиологией представляется также вполне естественной, тем более, что лекарствами могут быть вызваны также самые разнообразные пат. явления в организме. В свою очередь Ф. способствует успехам и развитию указанных дисциплин, служа им своими данными о лекарственных и ядовитых веществах, применяемых для изучения различных физиол. и пат. функций и процессов. Бактериология и микробиология, помимо своего соприкосновения с Ф. по проблемам общебиологического характера, работают вместе по вопросам о фармакодинамических свойствах лечебных сывороток, о действии токсинов и эндотоксинов, предохранительных сывороток, антисептических и дезинфицирующих веществ и др. Мор фол. мед. науки во главе с микроскоп, анатомией также обоюдосторонне £29 с Ф. обслуживают нужды друг друга; первые предоставляют Ф. материальный субстрат, действие лекарств и ядов на к-рый изучается ею, а последняя своими исследованиями приходит на помощь первым не только в определении динамического значения изучаемых аппаратов, но и их морфол. структуры (Лаврентьев). Ф. своим развитием и успехами обязана также химии и физике, с к-рыми связь ее все крепнет и является фундаментом дальнейшего прогресса фармакол. знаний. Учение физ. и коллоидной химии самым коренным образом влияет на решение проблем фармакол. характера об интимной стороне действия лекарственных веществ на клетку и на организм как целое, о распределении лекарственных веществ в организме и о точках приложения действия ядов, об условиях действия лекарств в организме, об изменениях в крови и тканях и т. д. Развитие химии и в частности фармацевтической химии с ее методами синтетического получения лекарственных веществ помогло решению вопроса, намеченного еще Бухгеймом, о зависимости действия лекарств и ядов от их физ.-хим. свойств и дало возможность установить принцип сходства фармакол. действия у химически родственных тел. Разнообразное многовековое использование лекарственных средств"с терап. целью связало Ф. со всеми видами терапии. Ф., обслуживая клиники, в свою очередь стремится все новейшие средства, а также и новое об употребляющихся веществах провести через клин, анализ. Смежность Ф. с судебной медициной устанавливается через отдел Ф.-токсикологию. Эта последняя в наст, время получила большое значение, особенно в СССР, где дело устранения вредностей, влияющих на здоровье и производительность труда рабочих, было поставлено во всю ширь. Поэтому санитария и гигиена со всеми своими подотделами, в частности проф. гигиеной и гигиеной питания, вплотную занявшись изучением фармакодинамики многих веществ, действие к-рых может неблагоприятно отразиться на здоровьи рабочих при определенных условиях производства или питания, или употребления приготавливаемых предметов, работают рука об-руку с Ф. В особенно тесном соприкосновении Ф. находится с фарм. химией, с фарм. рецептурой и через последнюю с технологией лекарственных препаратов и форм; данные этих дисциплин в значительной мере разрабатываются и фармакологией. Современная Ф. концентрирует свое внимание на следующих задачах: 1) найти и свести в одно целое те главнейшие закономерности, к-рые позволят определять характер и направление действия лекарств на организм; 2) изучить превращение лекарственных средств в организме животных, в частности у человека, места распределения в организме, пути выведения и действия как введенного вещества, так и его продуктов превращения в организме, в связи с изучением среды, в к-рой лекарственное вещество действует. Важнейшие частные проблемы в этом аспекте следующие: 1) проблема действия тяжелых металлов в связи с электролитич. диссоциацией их соединений; 2) вопрос о фармакол. раздражителях в связи с вопросами изоионии и изотонии окружающей клетку среды; 3) проблема наркоза в связи с работами о средствах для ингаляционного, внутривенного и ректального наркоза; 4) вопрос о снотворных; 5) яды автономной нервной системы с симпатикотропным и парасймпатико-тропным действием; 6) изучение наперстянки,. спорыньи и других растительных препаратов; 7) синергетическое действие вешеств и соотношение в действии между простыми смесями и соединениями; 8) явления привыкашш к нек-рым лекарствам или ядам; 9) вопрос о потенциальных ядах; 10) изучение силы, ско-" рости и продолжительности действия лекарственных средств; 11) разработка проблемы соотношения между хим. структурой и фармакол. действием лекарственных и ядовитых. веществ; 12) изучение камфоры натуральной (получаемой из различных растений) и синтетической; 13) проблема проникновения и циркуляции иода в организме и его действия на обмен веществ, на питание и на строение тканей; 14) проблема употребления лекарственных средств с профилактическими целями; 15) изучение действия лекарственных веществ, вводимых в организм в минимальных количествах;. 16) действие лекарственных веществ в зависимости от их лекарственной формы; 17) проблемы гормонотерапии, органотерапии, лиза-тотерапии, протеинотерапии; 18) проблема изучения средств народной медицины. Методы. Ф. как наука, примыкающая к циклу биол. дисциплин, пользуется всеми методами экспериментальной физиологии, аналитической, биол. и коллоидной химии, микрохимии, методом биол. анализа, во многих случаях настолько приспосабливая и специализируя их, что по существу тот или другой метод упрочивается за Ф. Метод изолированных органов в отношении печени, почек и сердца, введенный физиологами, проработанный Кравковым и его учениками на сердце, печени, ухе и др. частях организма, в целом считается за Ф., поскольку методика применяется для изучения лекарственных и ядовитых веществ. Выяснив качество и интенсивность фармакологического действия лекарственного агента, дальше его подвергают клин, испытанию и применению.-История фармакол. экспериментального метода знает еще т. н. терап. методы, куда относятся: 1) древнейший терап. метод-эмпирический, грубо опытный, давший громадный, но не освещенный научной теорией материал о лекарствах; 2) статистический метод; применяемый со всей строгостью научной критики, он становится необходимым и строгим судьей современных экспериментальных методов лабораторного и клин, исследования лекарственных средств; 3) симптоматический метод, состоящий в том, что регистрируются наблюдения об устранении или облегчении при помощи лекарственных средств конкретных тягостных симптомов заболеваний, основная же причина и сущность б-ни остается без внимания; 4) метод внушения, когда на действие лекарства смотрят не как на результат влияния определенных материальных сил, а как на средство воздействия на психику б-ного; поэтому вкус лекарства, его запах, особенно новизна препарата и новизна способа применения высоко ценятся при методе внушения. В то время как экспериментальный метод изучения лекарственных веществ с 40-х годов 19 в. особенно стал культивироваться в Германии, французские ученые сосредоточили изучение лекарственных веществ в клиниках, используя для этого преимущественно терап. методы. Так создались две основные фармакол» школы; к французской примкнули специали- сты в Англии и Италии, к немецкой-ученые других европейских стран, в частности и русские, получавшие и дополнявшие специальное образование обычно в Германии. Разработка вопросов фармакодинамики в лабораториях -была так успешна, что немецкая школа фарма* кологов все учение о действии лекарственных веществ перенесла в лабораторию, сосредоточив изучение лекарственных средств только на животных; в 60-х годах 19 в. немецкие фармакологи высказывали даже мнение, что Ф. нет.дела, будет ли изучаемое вещество применяться в клиниках, важно только, какое фи-зиол. действие оказывает изучаемое вещество на организм. Это взгляд фармако-физиологов. От такого взгляда теперешняя научная Ф. далека. В наст, время и французская фармакол. школа под руководством Tiffeneau, Fourneau и Florence значительно углубила свои исследования лекарственных веществ изучением их и по экспериментально-лабораторному методу на животных, проводя в то же время над теми же средствами и обычные терап. методы изучения. В сторону клип, обследования лекарственных средств в немецкой школе наметился уклон в 70-х годах 19 в., когда Шмидеберг «совместно с клиницистом Наунином организовал фармакол. журнал, дающий место статьям с клин, анализом влияния лекарственных средств; во втором "десятилетии настоящего.века в лице Г. Мейера (Вена) немецкая школа поставила вопрос о необходимости присоединения клин, отделений к фармакол. ин-там для изучения фармакодинамических свойств лекарственных веществ во всем многообразии их дей->ствия на людях. После того Heutmer (Геттин-ген, Берлин) организовал в ун-те по нек-рым ъопросам действия лекарственных средств совместное преподавание с терапевтом. Bornstein (Гамбург) систематически исследовал действие лекарств параллельно в лаборатории на животных и в клинике на людях. В России Богословский (Москва) еще в 90-х годах 19 в. обставлял преподавание Ф. так, что студенты видели действие лекарств не только на животных, но и на б-ных в клинике. Кравков пошел по этому же пути в своих исследованиях. Кафедра фармакологии 1 ММИ (Николаев) поставила вопрос о необходимости реформирования преподавания Ф. в направлении параллельного изучения студентами лекарственных веществ в лаборатории на животных и в кли-лике на людях. Новейшие лекарственные вещества, выпускаемые советской фарм. промышленностью, изучаются экспериментально в фармакол. лаборатории и в клиниках на б-ных и -только после такого испытания рекомендуются.для врачебного применения. Виднейшие терапевты (Плетнев) высказываются за своевременность экспериментального изучения лекарств и на людях, а не только на животных. В Италии, где прежде в Ф. господствовало направление французской школы, в дальнейшем под влиянием немецкой школы, воспитавшей большое количество современных итальянских фармакологов (Baldoni, Cervello), учение о действии лекарств сильно уклонилось в сторону лабораторного исследования. В Англии Cuslmy сочетал в изучении лекарственных веществ экспериментальный и терап. методы и сумел повернуть английскую Ф. на этот комбинированный путь. Японская школа фармакологов во главе с Моришима и Хайаши, учениками немецкой экспериментальной школы, ра- ботает, используя и экспериментально-лабораторный и клинико-терапевтический методы- Вта-ком же направлении работают и американские фармакологи.-В СССР Кравков создал видную ленинградскую школу фармакологов, возглавляемую теперь Лихачевым. Школа Казанская (Догель), Томская (Буржинский), Московская (Червинский) небогаты учениками; первая и последняя по.своему характеру экспериментально-физиологические, вторая-экспериментальная с клин, уклоном^ Ф. изучается в наст, время в Западной Европе в специальных фармакол. ин-тах при ун-тах. Прекрасно устроены и оборудованы фармакол. ин-ты во Фрейбурге (Баден), Мюнхене, Бонне, Дюссельдорфе. Нек-рые занимают отдельные корпуса в 3-4 этажа. В ин-тах находятся отделения: экспериментально-вивисекционное, химическое, кое-где бактериологическое; библиотека, музейная, материальная, фотолаборатория; аудитория, отдельные комнаты для работ профессора, ассистентов и врачей-специалистов; в нек-рых институтах есть комнаты для практических занятий студентов, комната для подопытных животных, комната с пониженной t°. Виварий устраивается при ин-те в особом помещении с отделениями для различных животных; ранарий; ледник, подвал. В Италии есть фармакол. экспериментальные ин-ты, но есть ин-ты смешанного типа-ин-ты Ф. с токсикологией и ин-ты фармакологии с фармакогно-стическими (Materia medica). В Америке-фармакол. отделения, лаборатории, отделения Materia medica and Therapeutics. Япония во всех ун-тах имеет специальные фармакол. ин-ты немецкого типа. В СССР фармакол. инты помещены в одном здании с ин-тами других кафедр. Ин-ты и лаборатории имеют демонстрационные коллекции фармакол. и фармакогно-стического материала, рисунки и таблицы, изготовленные в соответствии с читаемым курсом. Более старые ин-ты и лаборатории располагают собственными библиотеками. В СССР.фармакологи не объединены в отдельное общество, а входят членами в Союзное общество физиологов, биохимиков, фармакологов и гистологов, в съездах к-рого принимают участие, образуя отдельную секцию. Фармакологи СССР принимают участие и в краевых съездах физиологов, фармакологов и биологов, созываемых в По-волл«ьи и очень регулярно на юге в республиках Закавказья и Кавказа; последний съезд был в Эривани в октябре 1934 г. Отдельного печатного органа советские фармакологи не имеют; в физиол. журнале СССР им. Сеченова фармакология имеет свой отдел. Преподавание Ф. сложилось в большинстве государств под преимущественным влиянием немецкой школы и состоит из лекционного курса, сопровождающегося демонстрацией действия лекарств на животных (Австрия, Швейцария, Польша, Чехо-Словакия, Норвегия, Прибалтийские государства, отчасти Италия, Япония); в других же Странах практикуется французская система клин, изучения лекарственных средств; Англия," Италия и Америка перешли к смешанной системе лабораторно-клин. метода. СССР следует образцу немецкой школы. Преподавание экспериментальной Ф, у нас началось в шестидесятых годах с курса Соколовского в Казани. До того лекарствоведение преподавалось на кафедре «Врачебное веществословие, фармация и врачебная словесность» в соответствии с фар- макогностическо^герап, содержанием сборников по Materia medica и состояло в описании препаратов с фармакогностической стороны и указании их терап. применения. По университетскому уставу 1863 г. на мед. факультетах были созданы две кафедры вместо одной: одна-«Фармакогнозия и фармация», другая- «Фармакология теоретическая и экспериментальная». С 1884 г. кафедра Ф. обязана была учить не только «фармакологии», но и «рецептуре, токсикологии и учению о минеральных водах»; фармация и фармакогнозия преподавались на 2-м курсе по 6 час. в неделю два семестра, а Ф.-на 3-м курсе 6 час. в неделю, тоже в течение двух семестров. Преподавали по лекционному способу с демонстрациями опытов и препаратов во время лекции. Практические занятия по Ф. организовывали в исключительных случаях (Лихачев, Болдырев, Николаев). При реорганизации всего преподавания в СССР кафедра фармации и фармакогнозии в 1923 г. была на мед. факультетах ликвидирована, а на кафедру Ф. возложена обязанность включить в курс Ф. с рецептурой сведения по фармакогнозии и по фарм. химии, нужные для усвоения Ф. и умелого распоряжения лекарственными средствами. На преподавание Ф. было дано 5 часов в неделю в обоих полугодиях на 3-м курсе. Обязательные практические занятия были введены с 1926 г. С осени 1934 г. для Ф. отведено 150 часов на 3-м курсе в двух полугодиях; по новому плану добавлено еще 22 часа, что для преподавания Ф. надо считать достаточным. Введением обязательных для студентов практических занятий по Ф. преподавание ее у нас выгодно отличается от заграничного. Лит.: Б о л дbfp ев В., Краткое пособие для практических занятий по фармакологии, Казань, 1913; Вершинин Н., Фармакология как основа терапии, Томск, 1933; Гаркави-Дандау Д., Краткое руководство по экспериментальной фармакологии, Баку, 1927; Црамепицкий М., Общая фармакология, Л.-М., 1931; о н ж е, Учебник фармакологии, Л.-М., 1935; К е ш н и А., Руководство по фармакологии, т. I- II, М., 1930-31; Кравков Н., Современные проблемы фармакологии и материализм, СПБ, 1903; он же, Основы фармакологии, ч. 1-2, Д.-М., 1933; Лавров Д., Основы фармакологии и токсикологии, Одесса, 1923; Любу шин А., Скворцов В., Соболев М. иШишов И., Пособие к практическим занятиям по фармакологии с токсикологией, М., 1933; Мюллер Ф., Фармакология теоретическая и клиническая, Берлин, 1921; Правдив Н., Опытное введение в изучение фармакологии, М., 1926; Скворцов В., Учебник фармакологии, М.-Л., 1933; Сошествен-ский Н., Курс фармакологии и фармакотерапии домашних животных, ч. 1-2, М.-Л., 1930-31; Тиф-но М., Фармакологические обзоры, сб. 1-Фармакология за 1928-29, М., 1932; Frobner E., Руководство по фармакологии, М., 1934; Handbuch der experimentellen Pharmakologie, hrsg. v. A. Heffter u. W. Heubner, B. I-III, В., 1923-29 (лит.); H a n d о у 8 k у R., Pharmakologie in ihrer modernen Problemstellungen, Dresden- Jjpz., 1931; Magnus It., Einfaches pharmakologisches Praktikum f. Medizlner, В., 1921; Meyer H. u. G о t-t li e b R., Experimented Pharmakologie, В.- Wien, 1925 (рус. изд.-СПБ, 1913); Poulsson E., Lehrbuch der Pharmakologie, Lpz., 1920; Tap peiner H. u. Schmie-deberg 0.,Grundriss der Pharmakologie, Lpz., 1909. Периодические издания,-Русский физиологический журнал им. Сеченова, Л., с 1917; Archives internationa-les de pharmacodynamie, P., с 1898; Archiv fur experi-mcntelle Pathologie und Pharmakologie, Lpz., с 1873; Bericnte iiber die gesamte Physiologie und experimentelle Pharmakologie, В., с 1920; Japanese journal ol medical sciences, Tokyo, с 1922; Journal of pharmacology and experimental therapeutics, Baltimore, с 1909. См. также лит. к ст. Физиология. В. Николаев.