Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название целому направлению социальной психологии - интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия (взаимного действия). Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Несмотря на то что общение рассматривается в психологии как вид деятельности, вполне допустимо выделить его особо. Общение всегда сопровождает любую деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может даже прервать сам процесс деятельности.
Психологическая совместимость - важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. В условиях совместной деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве - им мешает присутствие коллег; другие могут хорошо выполнять свои функции только в сотрудничестве; некоторые осуществляют эффективную деятельность, лишь подчинив себе окружающих; кто-то работает ради эффективности группы в целом. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Причем, как показали исследования, в этом случае легко решаются гомеостатические задачи взаимодействия, т.е. психологическое напряжение отсутствует или оно легко снимается при общении индивидов. При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались: во-первых, люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия); во-вторых, эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными; в-третьих, лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система; в-четвертых, субъекты с разным практическим интеллектом (Н.Н.Обозов, Т.Шибутани). А.Б.Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, доминантность - недоминантность. К.Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека. Они амбивалентны, т.е. присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу. При этом, если одна проявляется как ведущая, то другая выступает в качестве вспомогательной. Экстравертированному типу личности свойственна направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Интровертированному типу личности присуще стремление к уединению, сосредоточенности, интерес к собственному внутреннему миру. Мобильность и ригидность - качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Они относятся к изменениям как к положительной особенности жизнедеятельности. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. Они достаточно основательны и воспринимают изменения с негативной оценкой. Вполне понятно, что при общении ригидного человека с мобильным возникает немалое количество недоразумений, и их взаимодействие может быть эффективным лишь в исключительных условиях. 18. Стратегии взаимодействия личности и их связь с ценностями личности
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия включает:
индивидов (совершающих действия);
изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
влияние этих изменений на других индивидов;
обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.прим
Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон.»
Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.
Способ взаимодействия включает шесть аспектов:
Передачу информации;
Получение информации;
Реакцию на полученную информацию;
Переработанную информацию;
Получение переработанной информации;
Реакцию на эту информацию.
" |
В основе организации социума лежит общение. Это особый процесс, который помогает решать бытовые, деловые и научные задачи, определенное взаимовлияние индивидов, которое именуют интеракцией. Это понятие является общим для ряда дисциплин (психологии, философии, социологии и др.). В данной статье разберемся в нюансах интеракции и рассмотрим ее виды.
В переводе с английского языка термин "интеракция" буквально означает "взаимодействие". Его ввел чикагский ученый, основоположник социального интеракционизма, Джордж Герберт Мид в 1960 году. Согласно авторской концепции, поведение определенного социума рассматривается не как проявление отдельных индивидов, а как сложная групповая активность. Поэтому приверженцев нового психологического направления интересовали способы взаимодействия людей в группе. К таковым были отнесены:
Идею Дж. Г. Мида подхватил российский социолог Питирим Сорокин. Он определил опорные точки для социальной интеракции:
В психологии интеракция - это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств. Анализу подвержено то, как выстраиваются межличностные отношения, какие особенности субъекта и линии поведения ведут к согласию или противоречиям в общении.
В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот. И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня - семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства.
Психологи выделяют в человеческом общении три компонента: коммуникацию, перцепцию и интеракцию. Безусловно, в реальной беседе, в режиме онлайн, данное разделение совсем не чувствуется, т.к. все составляющие переплетены и реализуются одновременно. Однако в теории психологии каждый компонент имеет свою проблематику, задачи и смысловое разграничение.
Нередко под "сторонами" подразумевается не столько отдельная личность, как целые социальные общности. Таким образом, интеракция - это совокупность реакций участников группы друг на друга. Это умение примерить роль другого на себя.
Существует весьма строгая классификация интеракции. Суть ее заключается в четком разграничении взаимодействия людей по принципу результативности и воздействия. Так совместная социальная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Первая предполагает высокую значимость партнера (друга, коллеги, собеседника и др.) как личности. Здесь происходит продуктивный обмен информацией и опытом, взаимовыгодное сотрудничество. В случае с видом интеракции неэффективной каждый индивид зациклен исключительно на своих желаниях и потребностях без попытки прочувствовать и понять другого. В результате такое взаимодействие ведет к конфликту или конкуренции.
Для реализации социальной интеракции необходимы определенные сигналы, которые установят межличностный контакт. К ним относятся вербальные и невербальные средства. С этой позиции выделяют:
Интеракция - это всегда взаимодействие людей в группе. Отношения их могут строиться по разным причинам и принципам. В социальной психологии многократно предпринимались попытки создать более дробную структуру для описания человеческих взаимоотношений, выделить формы интеракции. Самая популярная схема принадлежит американскому психологу Роберту Байлзу. Он объединил действия членов группы с совместной деятельностью в 12 категорий и распределил их по трем осям:
Однако эта схема была подвержена критике. Аргументом выступило акцентирование внимания лишь на формальных критериях интеракции. А это исключает учет содержания групповой деятельности, т.е. то, чем занимаются индивиды.
Среди прочих была представлена классификация по четырем областям. В ней две оси относились к эмоциональной сфере человека (позитивные и негативные эмоции). И две были связаны с постановкой проблем и способами их решения.
Человеческое общение - это взаимовлияние. Но происходит оно не на равных позициях. В любой социальной группе есть доминирующие субъекты. Поэтому в особую группу психологического анализа попадает интеракция с элементами манипуляции.
Скрытое управление происходит против воли человека. Сюда относятся суггестия (внушение), наведение транса. Партнер может быть вовлечен в игру на чувстве вины или страха. Использование в речи лести также относится к манипулятивным техникам.
Резюмируя статью, важно тезисно обратить внимание на ключевые моменты:
(от англ. interaction , лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.
В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).
Психологическая энциклопедия
Словарь социолингвистических терминов
Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Экологический словарь
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Русский орфографический словарь
Словарь иностранных слов русского языка
Словарь синонимов
УВЕРЕННОСТЬ Разнообразные человеческие страхи, по сути, объединяются в один большой страх: страх перед будущим. За себя ли мы переживаем, за своих близких или, скажем, за страну волнуемся. Будущее всегда непредсказуемо. Сколько ни придумывай, ни изобретай гарантий для
80. Уверенность На смену нетерпению пришли сомнения. И это притом, что последний этап расследования явно не был самым трудным.Отправившись к источнику загадки, я смог приблизиться к истине. Версии отпадали одна за другой, рассеивались обманы, умирали слухи. Отныне я знал
Уверенность Если вы сомневайтесь в своей креативности или считаете, что не сможете придумать потрясающую идею, так и произойдет. Стопроцентная уверенность в себе – одно из непременных условий для процесса генерации идей.Вспомните и как можно явственней представьте
Уверенность Восстановите в памяти ситуацию, когда вы чувствовали абсолютную уверенность в себе. Может быть, вы сказали или сделали что-то, в чем были уверены на все сто процентов. Вспомните это состояние и постарайтесь как можно точнее его воспроизвести. Оставайтесь
Уверенность По общему мнению, хороший маг «уверен в себе», но что это означает на самом деле? Под уверенностью в себе обычно понимается качество, которое в той или иной мере присуще всем людям. Мы «приобретаем» или «теряем» уверенность в себе. Мы знаем, что быть «чрезмерно
УВЕРЕННОСТЬ В жизни каждого нормального человеческого существа настает час, когда его очевидная слабость и ничтожество по сравнению с силой и величием всемогущих законов и сил природы осаждают его чувством отчаяния при виде очевидной бесполезности огромных усилий,
Уверенность Н ередко в детстве родители вкладывают в наше подсознание отрицательные программы, которые проявляют себя в зрелом возрасте. Например, ребенок что-то делает, а мать или отец говорит: «У тебя руки выросли не из того места, гвоздь не можешь забить». Ребенок в это
239. УВЕРЕННОСТЬ Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.Библия - К римлянам, 14:22Лучше быть уверенным в малом, чем сомневаться в большом.Берекиа ХаНакдан - Мишле ШуалимМежду «уверен» и «может быть» предпочтение отдают «уверен».Талмуд - Кетубот,
Уверенность Разработчик, принявший TDD как профессиональную методологию, пишет десятки тестов каждый день, сотни тестов каждую неделю, тысячи тестов каждый год. И все эти тесты постоянно находятся «под рукой» и запускаются при каждом внесении в код каких-либо изменений.Я
Уверенность «Убежденная, она убеждает». Эдуард Шюре (Великие посвященные) В клинике Х. М. Алиева, друга и коллеги Сперанского, исследователя регуляторных функций человеческого организма, в течение длительного времени применялось лечение электросном. Вскоре, после того
УВЕРЕННОСТЬ Важно постараться выработать беглость, хорошие навыки и доверие к процессу перехода, чтобы вы могли использовать его всякий раз, когда пожелаете. Приобретя навыки и уверенность, вы станете достигать высоких результатов.Нельзя быть уверенным в том, что вам
Уверенность Энергетическая польза: привлечение новых творческих возможностей. Ваш разум постоянно взаимодействует с вашим эго, чтобы реальность ваших истин постоянно подтверждалась. Поэтому закрытый разум – или недостаточно открытый новым возможностям – будет
Уверенность Снимай часы История, которую я собираюсь рассказать, явно не выставляет моего дядю Фреда в лучшем свете. Но это такой прекрасный пример преобразующей силы уверенности, что о нем нельзя не рассказать.Во время Второй мировой войны Фред Даттон служил в
Уверенность Уверенность в себе нужна на нескольких уровнях. Лидеры должны быть уверены в себе. Коллеги и клиенты должны быть уверены в лидерах. Каждый должен быть уверен в своей компании.Что такое уверенность? Чаще всего под ней понимают некое состояние
Уверенность Интересная закономерность: когда во что-то веришь, всё получается именно так, как верил, почти без усилий, как бы само собой. А когда сомневаешься, то ничего не выходит. Успешны те, кто во всём уверены (даже если ничего не знают), т. е. дураки. А сомневающихся
Сущность интеракции раскрывается через взаимодействие. Таков, кстати, и буквальный перевод слова interaction с английского. Но это не просто взаимодействие, а взаимодействие в процессе общения.
Вообще, интеракция занимает одно из важнейших мест в общении. Более того, в русле выделяется целое направление, сторонники которого считают, что именно от интеракции нужно отталкиваться при анализе любого явления. Называется это направление символическим интеракционизмом.
«Формула» общения такова: коммуникация + + интеракция. Иначе говоря, общение можно представить как совокупность трех компонентов, или, вернее, трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Конечно, во время того, как мы общаемся, мы этого разделения не чувствуем; в этом и нет необходимости. Все составляющие общения тесно переплетены и совершаются одновременно. Однако в теории это разграничение проводится и позволяет более ясно понимать, что вкладывается в тот или иной компонент общения.
Итак, первый элемент - коммуникативный. Коммуникацию, пожалуй, можно назвать ядром общения. Недаром большинство определений общения сводятся именно к коммуникативному его элементу, то есть обмену информацией, а сами понятия «коммуникация» и «общение» часто употребляются как взаимозаменяемые.
Перцепция - это восприятие друг друга участниками общения. Многие авторы предпочитают говорить не о восприятии, а о познании партнера, подразумевая, что процесс этот шире и глубже, чем простое .
Наконец, перед нами предстает третья сторона - интеракция. В интерактивном аспекте общение представляет собой прежде всего организацию совместных действий, реализацию совместной деятельности. О взаимодействии при интеракции можно говорить как о нескольких процессах.
Под «сторонами» подразумеваются не только отдельные личности, но и социальные общности (поэтому, кстати, часто используют понятие «социальная интеракция»). Социальная интеракция обязательно включает в себя реакции партнеров друг на друга, а также предполагает умение примерить на себя роль другого и хотя бы в целом представить, как участник воспринимает своего визави. Подчеркивая важность интерактивной составляющей общения, некоторые авторы утверждают, что то, как человек представляет самого себя, во многом зависит от того, как его воспринимают другие во время взаимодействия.
В реальности люди вступают в бесконечно разнообразные взаимодействия. В исследовательских целях их разделяют на определенные группы, обозначая примерные их типы. Так, все множество возникающих между людьми отношений можно распределить по двум полюсам: положительному и отрицательному.
Получаются, таким образом, базовые виды интеракций: кооперация и конкуренция. Названные понятия условны и могут обозначаться любыми сходными: согласие и конфликт или приспособление и оппозиция. В любом случае ясно, что первый вид предполагает сотрудничество, такое взаимодействие, которое подпитывает, закрепляет общую деятельность, а второй же, напротив, описывает разнообразные препятствия, возникающие на ее пути.
Важнейшее свидетельство подлинной кооперации - включенность каждого участника процесса в общее дело. Потому и при экспериментальном изучении кооперации оценивают главным образом размер вклада каждого из людей (или групп), вовлеченных в деятельность. Второй вид интеракции (конкуренцию) рассматривают чаще всего по наиболее ярко проявляющейся его форме - конфликту.
В социальной психологии неоднократно осуществлялись попытки сделать эту структуру более дробной. Наверное, самая известная схема, предназначенная для описания разнообразных человеческих взаимодействий, согласно одному плану, принадлежит американскому социальному психологу Роберту Фриду Бэйлзу. Он сформулировал 12 категорий, в которые, как он посчитал, попадает большинство действий членов группы, когда они заняты общей деятельностью. Эти категории распределены по трем осям.
Также была и другая группировка - по четырем областям. Две из них относились к эмоциональной сфере: область негативных эмоций и область позитивных. Две другие были связаны с проблемами: одна относилась к их постановке, другая – к способам решения.
Одним из главных аргументов критиков, оспаривающих схему Бейлза, было то, что она не учитывала содержание общегрупповой деятельности, а акцентировала внимание только на формальных критериях взаимодействия. То есть можно было лишь узнать, как происходит деятельность, а не что она включает. Автор: Евгения Бессонова
Социальная психология - наука, исследующая сложные процессы и закономерности человеческой деятельности и поведения индивидов в разрезе социальной реальности. В том числе она исследует и общение.
Этот многоплановый социально-псхологический феномен рассматривается учеными как процесс становления и последующего развития контактов между субъектами или группами людей. В ходе общения происходит обмен информацией аффективно-оценочного и познавательного характера. Социальное взаимодействие невозможно без общения. В ходе него происходит налаживание и поддерживание отношений, в том числе личностных и социально-профессиональных. Психологи рассматривают общение как сложный феномен, включающий три важнейших компонента: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. В этой статье мы обозначим, в чем заключается суть определения этих структурных аспектов.
В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в взаимодействия. Термин "интеракция" произошел от английского слова "interaction", которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем - "inter" и "activus". Они переводятся как "деятельный".
Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция - это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.
Важнейшей характерной чертой является способность индивида "принимать" роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция - взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:
Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт - столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.
Кроме интеракции, важнейшими аспектами общения выступают перцепция и коммуникация. Последняя представляет собой смысловой аспект взаимодействия индивидов и подразумевает обмен любыми вербальными и невербальными знаками и символами. Термин "коммуникация" произошел от латинского слова "communico", которое переводится как "делаю общим". Он обозначает процесс коммуникативной деятельности, который обеспечивает обмен информацией между партнерами. Существует несколько в том числе:
Перцепция понимается как смысловой восприятия субъектом своего партнера по взаимодействию, включающий в себя формирование его образа, рефлексию отношения к нему, а также понимание оппонента. В общем смысле под перцепцией можно понимать особое человеческое восприятие, основанное в том числе и на самопознании. Основными перцептивными механизмами являются идентификация и рефлексия.
Идентификация представляет собой чувственное и мысленное сопоставление себя, своего эго с внутренним миром партнера по общению. Рефлексия понимается как процесс самопознания, а также включает в себя самоотчет, самоанализ поступков и самоконтроль. Социальная перцепция - важный процесс и механизм восприятия, оценки и понимания действий субъектов общения, малых и больших социальных групп и в целом общественных событий. Перцептивные навыки позволяют человеку понимать настроение партнера по его невербальным и вербальным реакциям, осознавать контекст встречи и верно анализировать коммуникативную ситуацию.
Итак, в этой статье мы рассмотрели три основных аспекта, формирующих процесс общения. Мы узнали, что коммуникация, интеракция, перцепция - это три важных составляющих процесса взаимодействия индивидов в совместной деятельности. Интерактивный аспект регулирует взаимодействие партнеров в процессе общения и предполагает организацию совместных действий, имеющих общую для всех индивидов цель. Интеракция - общения, которая невозможна без коммуникации - обмена важной информацией, осуществляемого различными способами и по разным каналам. А также и без перцепции - психической возможности воспринимать и понимать партнерами по общению друг друга.