Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Анализ стихотворения Николая Клюева «Вы обещали нам сады. Анализ стихотворения Николая Клюева «Вы обещали нам сады Николай клюев вы обещали нам сады

Анализ стихотворения Николая Клюева «Вы обещали нам сады. Анализ стихотворения Николая Клюева «Вы обещали нам сады Николай клюев вы обещали нам сады

«Вы обещали нам сады…» Николай Клюев

Я обещаю вам сады…
К. Бальмонт

Вы обещали нам сады
В краю улыбчиво-далеком,
Где снедь — волшебные плоды,
Живым питающие соком.

Вещали вы: «Далеких зла,
Мы вас от горестей укроем,
И прокаженные тела
В ручьях целительных омоем».

На зов пошли: Чума, Увечье,
Убийство, Голод и Разврат,
С лица — вампиры, по наречью —
В глухом ущелье водопад.

За ними следом Страх тлетворный
С дырявой Бедностью пошли,-
И облетел ваш сад узорный,
Ручьи отравой потекли.

За пришлецами напоследок
Идем неведомые Мы,-
Наш аромат смолист и едок,
Мы освежительней зимы.

Вскормили нас ущелий недра,
Вспоил дождями небосклон,
Мы — валуны, седые кедры,
Лесных ключей и сосен звон.

Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»

Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии. О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.

В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» — «вы». Под первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. «Оттуда» Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез. В той стране нет «ни печали, ни заката», там «свежесть утренней звезды», там «спят нешепчущие реки». В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.

Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».

«Олонецкий поэт», выходец из глухой сибирской деревни Николай Алексеевич Клюев всей своей душой ощущал близость родины и своих корней. Он воспевал прошлое своего края, его традиции и верования.

Предками поэта были язычники и старообрядцы и именно эту культуру, ее мистическую, сакральную сущность Клюев вложил в свое творчесто. Он взывал к памяти предков, к верности своей земле. Однако творчеству Николая Алексеевича было суждено выйти за пределы крохотной северной деревеньки и озарить светом своего таланта всех читающих людей эпохи.

В мифическое, мистическое естество родины, странным образом роднила новокрестьянского поэта с известным символистом Александром Александровичем Блоком. Оба поэта открывали читателю таинственный мир необычайной Руси, где существуют ведуны с ворожеями и строительство избы приравнивается рождению нового живого, обладающего мистической сущностью существа.

Даже Анна Андреевна Ахматова была поражена самобытностью Николая Алексеевича и назвала его «таинственным деревенским Клюевым».

Однако творческий прорыв Клюева пришелся на период символизма в русской поэзии, с ее утонченностью, образностью,

Лирическими героями и трагичной философией городского жителя.

В 1912 году было написано одно из известнейших стихотворений Николая Алексеевича Клюева – «Вы обещали нам сады…», ставшее своеобразным ответом классикам символизма и особенно стихам Константина Дмитриевича Бальмонта «Оттуда». В стихотворении «Оттуда» поэт обещает увести людей из ужасной переполненной несчастьями и невзгодами среды в утопический мир поэзии и грез, в райский уголок, где каждый будет счастлив и свободен.

В своем стихотворном ответе, Николай Алексеевич вводит антитезу «мы»-«вы», в которой противопоставляет поэтов – выходцев из народа и символистов. Клюев не верит, что поэзия грез и размышлений приведет к чему-либо хорошему. Вместо благодати такие стихи способны только привнести в мир всевозможные напасти и пороки.

По мнению Клюева, что человечество может очиститься только благодаря силе родного края и первыми предвестниками такого избавления являются поэты из низов, глухих деревень и крестьянских поселений. Окультуренную природу бальмонтовских садов Николай Клюев противопоставляет дикой, неосвоенной человеком природе.

Николай Алексеевич Клюев был выходцем из простой деревенской семьи. Он родился в деревне Коштуги, Олонецкой губернии. Поэта не зря считают представителем новокрестьянского течения в русской литературе 20 века, ведь центром его творчества стала простая деревенская изба, которая имела магические свойства. Клюев ни когда не забывал своих корней, он гордился тем, что родился и вырос в простой деревенской семье, тем, что ему посчастливилось познать ценность простого «мужицкого» воспитания и восприятия действительности.

В 1912 году Клюев пишет стихотворение «Вы обещали нам сады…». Литературные критики считают, что это был ответ на стихотворение Бальмонта «Оттуда». В своей литературной работе Клюев выступил ярым противником символизма. Он считал, что символисты, в частности Бальмонт, обманывали читателей, что на самом деле не существует описанных ними райских уголков. Те, кто откликнулся на их призыв, увидели лишь чуму, увечья, убийства, голод, разврат.

В своем произведении «Вы обещали нам сады…» поэт использует антитезу «Мы» - «Вы». «Мы» - поэты из народа, те, кто вырос на земле, кого вскормили «ущелий недра» и «вспоил дождями небосклон». «Вы» - поэты-символисты, те, кто пытался увести своих читателей из мира реальных событий в мир грез и мечтаний.

Клюев подчеркивает, что мир, созданный символистами, не реальный. Он не может спасти человека от проблем. В конечном итоге «облетел ваш сад узорный» и «ручьи отравой потекли». Напротив, представители новокрестьянского течения призваны показать всю иллюзорность и абсурдность обещаний символистов.

Поэт обращает внимание на то, что очистить человека может лишь сила, которая идет из недр земли. Себя и поэтов, творивших в подобном ключе, Клюев сравнивает с «валунами» и «седыми кедрами».

Мысль о силе «деревенского мира», о «мужицком» воспитании, о первозданности природы Клюев проведет красной линией через многие свои произведения.