Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

Мой забор - Выбор. Законы. Изгородь. Калитка. Монтаж. Ограждения. Каменный

» » Виды рифм. Рифма точная и неточная Неточная рифма с ударными гласными

Виды рифм. Рифма точная и неточная Неточная рифма с ударными гласными

В математике существуют понятия рациональное и иррациональное число. Если рациональное число может быть представлено в виде конечной записи в десятеричной системе, например, 1, 2,08, 324986,12, то с иррациональными это сделать невозможно. Пример иррационального числа – «е», которое может быть лишь частично выражено в записи – 2,71... и далее ряд чисел продолжается бесконечно, и я помню только, что в нем дважды повторяется год рождения Льва Толстого - 18281828. Вопреки первому впечатлению дилетанта, иррациональных чисел неизмеримо больше, чем рациональных (если только понятие «больше» можно применить к бесконечным рядам).

Нечто подобное наблюдается среди рифм. Есть в русском языке точные рифмы, и их много. Но рифм неточных несравненно больше, и умеющий пользоваться ими настолько расширяет свой словарь рифм, что получает возможность рифмовать практически любое слово русского языка, причём, как правило, многократно. Из этого вытекает первостепенность знания неточной рифмы.

Существует три основных типа неточной рифмы. Первый, самый простой, включает такие сочетания, в которых одно из рифмующихся слов содержит некую часть, располагающуюся после рифменного созвучия, и не входящую в его состав:

Река – руках, натощак – праща, погоста – вдосталь, злато – палатах

Такая рифма образуется за счет присоединения к рифменному созвучию в одном из слов окончания, или же за счет усечения окончания одного из слов:

РеКА – руКАх, погОСТА – вдОСТАль

Мужские и женские рифмы подобного рода очень часты, причем возможен подбор многочисленных рифм на трудно рифмующееся слово за счет его усечения:

Взмах – сама – весьма – сума – зима – тюрьма

Дактилические рифмы такого рода подобрать сложнее из-за длинноты окончания, входящего в состав рифменного созвучия:

Признательность – внимательно

Важная особенность такого рода рифмы состоит в том, что само рифменное созвучие идентично в рифмующихся словах, и построено по тому же типу, что для обычной точной рифмы: ударная гласная (иногда с опорной согласной) + послеударный ряд созвучия. Неточные рифмы такого рода появляются в самом начале реформы рифмы, становятся исключительно популярны в 20-х годах, но потом их употребление становится более редким, их считают «устаревшими», слишком простыми. В самом деле, это и есть простейший тип неточной рифмы – усечённый.

Второй род неточной рифмы сложнее. Его можно назвать заместительным – сущность его состоит в том, что рифменные созвучия двух слов различаются между собой за счёт замещения одних букв и звуков иными, а также за счёт добавления дополнительных букв и звуков в одно из слов:

Вороны – ворвани

В этой паронимической паре можно видеть замещение безударного второго «о» в первом слове на «а» во втором, а также добавление «в» во втором слове:

ВОРоНы – ВОРваНи

Ещё пример:

Лебеди – лепете

Также паронимическая дактилическая рифма, но здесь происходит замещение звонких согласных первого слова глухими согласными второго:

ЛЕбЕди – ЛепЕте

В некоторых случаях возможно и замещение согласных без образования пар «звонкая – глухая»:

ПалИТрА – брИТвА – здесь «р» замещено на «в»

Возможны и комбинированные варианты, где происходит как замещение, так и добавление букв и звуков:

КоЛодца – КЛянётся

Здесь в первом слове добавлено первое «о», второе «о» замещается созвучным «ё» во втором, во втором же добавлено «ян», наконец, звонкие согласные замещаются глухими («дц» - «тс») и концевое «а» замещается на «я».

Среди рифм этого рода наиболее распространены женские и дактилические, мужские образовать таким путем сложнее. Характерно большое количество паронимических рифм этого рода, который в настоящее время широко распространен.

Третий тип неточной рифмы характеризуется перестановкой букв и звуков внутри рифменного созвучия. Его можно назвать перестановочным, или анаграмматическим:

ВуалЕткА – проспЕктА

ЗАрУБеЖНые – рАзУБоЖеНо

В первом случае меняются местами согласные «к» и «т», во втором – «з» и «р». Рифмы такого рода могут быть найдены в большом количестве, как мужские и женские, так и дактилические, но подбор их довольно сложен для начинающих и требует навыка. Этот тип неточной рифмы встречается в «массовом» творчестве наиболее редко, но обычен в работах мастеров и высоко ценится.

Разумеется, между тремя основными типами нет жестких границ. Возможны «комбинированные» неточные рифмы, сочетающие признаки двух, а то и трёх главных типов:

Скатерть – кстати

В этом случае наблюдается добавление «ер» в первом слове и перестановка «с» и «к».

Скатерть – эстакаде

Здесь усечение «рть» во втором слове и смена глухого «т» звонким «д».

Большой выбор возможностей образования неточных рифм (через усечение, замену, перестановку, или их разнообразные комбинации) позволяет автору оперировать огромным количеством слов, свободно уходя от приевшихся грамматических, и, особенно, банальных сочетаний, и находя множество рифм на одно и то же слово, среди которых можно выбирать наиболее подходящие. Это обеспечивает успех неточной рифмы, уже почти сто лет как закрепившейся в русской поэзии.

Рецензии

Дорогой Антиквар! Всё бы ничего, но вы путаете точную рифму с ассонансной. Лебеди-лепете -- рифма точная. Река-руках -- тоже не ассонансная рифма. Ведь можно срифмовать река-рука. Надо просто внимательно работать с рифмой. Вот рифмы
корова-корона -- действительно новая рифма, которую использовали поэты 60-х годов. Скатерть-кстати -- я бы отнёс скорее к точным рифмам. Работа с рифмами -- далеко не самое главное в поэзии. Но если вы пишете об этом, то делайте более серьёзно. Кстати, прочитайте работу М.Гаспарова Эволюция русской рифмы. Всего доброго!

Рифма и ее разновидности

Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов , 1969)

Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т", К - К", С - С" и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС"е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

Урок 52. Неточная рифма

На девятом уроке, мы говорили о рифме. В том числе — о неточной.

Рассматривали пример из Анны Ахматовой . Стихотворение «Было душно…»

Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Попробуем детально исследовать неточные рифмы, употребленные классиком, но прежде дадим точное определение неточной рифме.

Рифма будет тем более точной, чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, окажется в окончаниях строк. Не слов, не слогов, не букв, — а именно звуков.

Подчеркнем что главное в рифме – звучание.

Отметим, что если похожих звуков в окончаниях строк не окажется вообще – не будет и рифмы.

Значит, неточная рифма – это наличие в окончаниях строк небольшого числа похожих звуков.

Отчего зависит похожесть звуков?

В первую очередь от того, как эти звуки формируются. От соотношения чистого голоса и шума в голосе, от степени мягкости и твердости звуков, от их звонкости и глухости.

К примеру, буква «П» звучит глухо, а буква «Б» — звонко. Поэтому рифмы: окоПы – осоБы, изгиБы – лиПы — мы определим как неточные.

Как и рифму — с буквами «З» и «С»: стрекоЗы – коСы.

Почему одни и те же согласные буквы звучат различно в разных слогах?

Потому что они окружены разными буквами (или интервалами без букв), звучащими по-разному. Соседство определяет то или иное звучание.

Разберем неточные рифмы из стихотворения Анны Ахматовой.

Начнем с лУЧИ- прирУЧИть. В ударных слогах буква «Ч» звучит одинаково, а вот разные буквы «Л», «Р» — и звучат по-разному. «Л» — мягко, даже нежно; «Р» — жестко, отрывисто, при наличии в слове второй буквы «Р» — рычаще. Отсюда рифма лучи-ручить – неточная.

Но что интересно – части неточной рифмы из букв «УЧИ» (в ударных слогах), абсолютно идентичны друг другу – и по составу букв и по звучанию.

Отметим это обстоятельство.

В рифме прокЛяТый-крыЛаТой буквы «Л» и «Т» (тоже в ударных слогах) звучат по-разному. В первом слове «Л» звучит мягче из-за «Я», во втором — «Л» тверже из-за «Ы» и «А». Букву «Т» твердит «Ы» и делает нейтральной «О».

Слова ЛИЦа-петЛИЦе рифмуются благодаря одинаковым ударным слогам с основой «ЛИЦ».

Невероятно интересна неточная рифма учтИВОсть- полуленИВО. Ударение на «И» позволяет автору не замечать длинного безударного «сть» в окончании первого слова.

Среди неточных рифм нам интересны такие:

Ассонансная рифма, в которой созвучны гласные звуки при полном или частичном несовпадении согласных. Чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Роберт Рождественский «За того парня»

Я сегодня до зари всТАну,

По широкому пройду ПОлю.

Что-то с памятью моей сТАло

Все что было не со мной ПОмню.

Нужно отметить, что созвучные части «ТА» и «ПО» находятся в середине слов, безударные окончания которых не мешают рифмовке.

Диссонансная рифма – в ней не совпадают ударные гласные:

Примеры: парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь …

Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются при игре слов.

Примеры: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка… Гриб-грабь-гроб-груб.

Владимир Маяковский «Рабочим Курска»

Было: социализм – восторженное СЛоВо!

С флагом, с песней становились СЛеВа,

и сама на головы спускалась СЛаВа.

Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные ДуЛа.

Вместо гор восторга – горе ДоЛа.

Стало: коммунизм – обычнейшее ДеЛо.

Рифма с чередованием (перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства.

Примеры: рифма-нимфа, юрта-утро, прут-труп, схема-смеха;

Предударная рифма — совпадают ударные гласные и предударные звуки или слоги. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма.

Примеры: поле´гче-поле´зный, пролета´рий-пролета´ли, коро´бится-коро´вушка, прися´га-прися´ду.

Юрий Панкратов «Осень»

Небо стало очень

Синим. С длинным КрИком

Проплывала осень.

Журавлиным КлИном.

Целовались ГУбы

С белым караВАем.

Пролетали ГУси

Серым караВАном.

Интересна разнословная, неточная рифма, в которой одно слово рифмуется с частями двух или даже трёх слов.

Примеры: солнце — сон целое, судорог — разнесу дорог, раб расти — храбрости, шёпот – хорошо под.

Владимир Маяковский «Взрослое»

У взрослых дела.

В рублях карманы.

Пожалуйста!

Рубликов ЗА СТо.

бездомный,

в карман засунул

и шлялся, глаЗАСТый.

Рифма и ее разновидности

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,

Зачем ты поранила веточку вешнюю?

Плачет у губ она утренней иволгой,

плачет все горше и все безутешнее.

Гипердактилическая рифма

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду почесывает,

Палку сумрачно обтесывает.

В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные.

Рифма точная и неточная

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

(О.С.Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969)

Почему Незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:

1) по месту образования

2) по способу образования

4) по твердости и мягкости

5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы - осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе - осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т", К - К", С - С" и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС"е - роСы", "откоСы - роСы" и "откоСы - роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа - глубоКо, изгиБах - лиПах, стрекоЗы - коСы, нароДа - налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К (глухие) и Б-Д-Г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х (глухие) и В-З-Ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В (России[россиJи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

Системы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Строфы

Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение. На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое.

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей из строф является двустишие.

Существуют также строфы:

онегинские

балладные

одические

лимерики

Четверостишия

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.

Октавы

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв

В шесть лет он был ребенок очень милый

И даже, по ребячеству, шалил;

В двенадцать приобрел он вид унылый

И был хотя хорош, но как-то хил.

Инесса горделиво говорила,

Что метод в нем натуру изменил:

Философ юный, несмотря на годы,

Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я

Не доверять теориям Инессы.

С ее супругом были мы друзья;

Я знаю, очень сложные эксцессы

Рождает неудачная семья,

Когда отец - характером повеса,

А маменька ханжа. Не без причин

В отца выходит склонностями сын!